Последовательность социально ориентированных типов героя в цепи эпического повествования
История и старина мировосприятие / Соотношение контекста и метатекста социальной нормы / Смена культурно-исторических моделей поведения в эпической социальной практике / Последовательность социально ориентированных типов героя в цепи эпического повествования
Страница 2

Таким образом, можно выделить восемь основных типов социального статуса эпических героев:

1) Князь (княжеский сын)

2) Крестьянин (крестьянский сын)

3) Богатырь-гость (нахвальщик поленица)

4) Попович (сын попа либо монаха)

5) Гость / гостиный сын, боярин (гусляр)

6) Калика

7) Голь (кабацкая)

8) Гостиный сын (боярин // разбойник)

Нельзя не подчеркнуть, что показана лишь наиболее упрощенная схема, отражающая только основные тенденции развития (эпической) социальной практики.

Семейно-брачные предпочтения:

1. Царица (княгиня) — иноземка

2. Отсутствие упоминаний о браке, сожительство

3. Поляница (иноземка)

4. Гостиная дочь (своя) / богатырка

5. Богатырка

6. Отсутствие упоминаний о браке, целомудрие

7. Чернавка (своя)

8. Отсутствие упоминаний о браке, куртуазные отношения с поправкой на самобытность

Способ достижения цели:

1. Оборотничество

2. Сила

3. Поединок

4. Обман

5. Торговля (спор)

6. Переодевание / сокрутничество (анонимность действий)

7. Бунт

8. Пари, Спор

Средства, важные для достижения цели:

1. Дружина

2. Тяга Земная

3. Ярлыки, Конь, стрелы

4. Сабля, молитва

5. Богатство, гусли

6. Клюка, Шляпа

7. Вино

8. Богатство, конь

Атрибуты престижности:

1. Добыча

2. Урожай

3. Захват полона (сватовство — захват женщин)

4. Увод жены от живого мужа

5. Освобождение полона

6. Поездки (святость)

7. Пьянство

8. Богатство

Социально значимая задача (проблема):

1. Поход за добычей

2. Поход против разбойников

3. Захват полона

4. Борьба с вассалами

5. Освобождение полона

6. Насаждение закона (веры)

7. Борьба с вероломными боярами и «Царевичами»

8. Борьба с «Голью» и иноземными «Гостями»

Атрибуты сакральности:

1. Знатность (чудесное рождение)

2. Мать-сыра Земля (Тяга земная)

3. Ярлыки, самоубийство

4. Молитва

5. Гусли

6. Шляпа калики, целомудрие, верность, «золот чуден крест»

7. Вино, печь

8. Конь, Владыка Черниговский, церковь

Нетрудно видеть, что это разновременные персонажи, поскольку имеются различия в том, какая именно задача стоит перед персонажем эпоса и каким образом, тактически, она решается различными героями. Для каждого времени характерны свои представления о том, что считать доблестью, подвигом, сакральностью и т. д.

Так, в частности, выявляются два основных типа «Гостиных детей», в зависимости от присущих им черт — среди прочих отличий наиболее ярким является подчеркнутое «вежество» Добрыни и Соловья Будимировича, с одной стороны, и подчеркнутое «невежество» Чурилы и Васьки Буслаева — с другой стороны. И это наиболее явные различия. В отношении «гостей» последнего типа (периода) можно отметить, что Чурило и Василий Буслаев появляются в примерно одинаковых (эпических) условиях, обладают сходными атрибутами (дружина, борьба против «голей» — мужиков).

Выявление подобных нюансов социальной практики дает возможность предположить, что Новгородский эпос (по меньшей мере, сюжеты былин о Василии Буслаеве) развился не после гибели Киева, а в последний период существования Киевского эпоса, когда Новгород зависел уже не от Киевской, а скорее от Владимиро-Суздальской Земли.

В отношении каждой из представленных категорий можно выделить присущий только для нее образ действий, который характеризуется набором неотъемлемых признаков (характерных черт) типа героя.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Аудиторское заключение
Заключение датируется числом, соответствующим дате завершения аудиторской проверки, и не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности. Аудиторское заключение обычно подписывается от ...

Брак
Американская студентка приходит ко мне в кабинет и, пока мы беседуем, несколько раз внимательно оглядывает мой стол. Прощаясь, она уверенно замечает: – А семьи у вас нет, ведь правда? – Как это не ...

Заключение
Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл­линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от ан ...