Сапиенсы в Европе
Культура в книгах / Предки ариев / Появление северной расы / Сапиенсы в Европе
Страница 5

Только не надо думать, что мы все знаем и понимаем. Вовсе нет… Порой в коллекциях и даже на витринах музеев лежат изделия, которые вызывают у нас чувство полного бессилия. Мы просто не можем понять, что это такое. Тайна каменных наконечников

Есть такое понятие, как «соллютрейский наконечник». Каменный наконечник, изготовленный в эпоху соллютре…

По форме они представляют собой листовидные (в виде лаврового листа, реже иволистные с выемкой) предметы. Размеры этих «наконечников» колеблются от 10–12 до 15–22 сантиметров при очень маленькой толщине: 0,8–0,2 сантиметра. Чаще всего предметы выполнялись из качественного мелового кремня или тонкозернистой яшмы.

Поверхность «наконечников соллютре» обработана с двух сторон множеством мелких сколов — так называемой ретуши. Число таких сколов на один наконечник — до 300–400. То есть выбирали сырье самого высокого качества и долго, старательно работали. Огромный труд, результатом которого становилось совершенное, даже прекрасное изделие. В более поздние этапы палеолита «соллютрейские наконечники» исчезают бесследно.

А в эпоху соллютре, кроме «соллютрейских наконечников», вместе с этими листовидными наконечниками находят и специальные наконечники для охоты. Более грубые, но и более функциональные. Такие, которые и охотиться позволяют, и на которые не надо тратить столько времени и сил. Итак, в арсенале соллютрейцев было достаточно охотничьих наконечников, чтобы не использовать «лавролистные формы».

«Наконечники соллютре» по праву традиционно считаются символом технических достижений в палеолите, вершиной искусства обработки камня, недостижимой на последующих этапах развития каменного века. В последующее время не встречаются крупные инструменты со столь тщательной обработкой поверхности, такой же совершенной формой и просто художественным изяществом.

«Соллютрейские наконечники» известны давно, с 1850-х годов. Они тщательно изучены, а некоторые современные ученые научились делать точно такие же. Французский ученый Франсуа Борд производил сильное впечатление и на коллег, и на дам, надевая кожаный передник и изготовляя на глазах публики различные каменные орудия… В том числе и «соллютрейские наконечники».

Но вопрос остается… зачем?! Действительно ли перед нами — наконечники охотничьего оружия: копи/i и дротиков? Есть версия, что это ножи… Есть версия, что это инструменты комбинированного характера (нож-скребок, скребок-резец, резчик-скребок), то есть такие орудия, которые сочетали в себе несколько функций в зависимости от задач.

Но если это так, то зачем на них тратили столько времени и сил? Ведь изготовление «соллютрийских наконечников» требовало высоких навыков, то есть было доступно лишь ограниченному количеству мастеров, плюс ко всему значительного времени (по крайней мере, несколько часов). Это ставит под сомнение их использование как обычных инструментов. Ведь каменное орудие всегда недолговечно, оно легко ломается, его рабочий край постоянно крошится в ходе самой простой работы.

Тогда, может быть, «наконечники соллютре» являются предметами «неутилитарного назначения»… Никакие это, попросту говоря, не наконечники, а некие символы власти и влияния, атрибуты вождей или шаманов, вроде жезла или короны.

Некоторые ученые всерьез пишут о «соллютрейских наконечниках» как о «образцах палеолитического искусства» и свидетельствах «культа камня» в палеолите. А если честно — черт знает, что это такое.

Все датировки этих периодов тоже пересматривались — и тоже в сторону удревнения. Лартэ давал пещере Ориньяк «десять или пятнадцать тысяч лет назад». Капитан в 1915 году — уже «не менее тридцати». Сейчас ориньяк считают эпохой, начавшейся то ли 36, то ли 40 тысяч лет назад.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

О языковой картине мира японцев
Вопрос об особенностях так называемых национальных языковых картин мира, как мы видели в предыдущей главе, не всегда ставится корректно и часто связывается с ненаучными спекуляциями, о чём шла речь. ...

Краткий исторический очерк
В данной главе мы кратко рассмотрим основные этапы развития японского языка в связи с развитием японской культуры. ...

Отражение японской культуры в японской лексикографии
Безусловно, наука о языке в той или иной стране отражает некоторые свойственные этой стране культурные представления и стереотипы. Особенно это заметно в тех странах, которые, как Япония, самостояте ...