Кто же от кого произошел?!Страница 6
Одна британская газета напечатала фотографии восстановленных по черепам неандертальских лиц, снабдив древних людей современными шляпами и галстуками. Редакция попросила читателей высказаться об этих джентльменах. Джентльмены кому-то показались очень знакомыми, другие отмечали, что такие типы ежедневно встречаются на улице, особенно возле пивных…
Шутка не лишена смысла: на многих черепах, современных и древних, можно наблюдать большие или меньшие «неандертальские валики» над глазами, покатые лбы и тому подобное. В фильме «Ширли-мырли» у одного из актеров — ярко выраженная неандертальская внешность (правда, играет он здоровенного громилу-уголовника)… Так что не только у пивных… «Неандертальские» признаки вовсе не свидетельствуют о дегенеративности или тупости. Они скорее нейтральны к таким качествам, как интеллект и талант.
Конечно, могло быть и не только прямое происхождение от неандертальцев: а если сапиенсы могли захватить в плен неандертальских женщин? Если от таких пар рождалось потомство со смешанными чертами?
Тогда получается, мы все же хотя бы частично происходим от неандертальцев…
Сложность в том, что в наше время ископаемые кости можно изучать молекулярными методами. ДНК из костей неандертальцев сопоставлены с ДНК из костей современных людей… И получается: маловероятно, чтобы современный человек мог скрещиваться с неандертальцем. Генетически неандерталец отличался от нас с вами в три раза сильнее, чем любая из современных рас — от другой. Более чем в три раза сильнее, чем негроиды отличаются от монголоидов, а монголоиды — от европейцев.
При этом ДНК неандертальца ничуть не ближе к ДНК европейцев, чем к ДНК людей других рас.
Правда, такого рода исследования только начинаются. Генетики не всегда согласны друг с другом, они яростно спорят, возражают один другому.
Может быть, одни группы неандертальцев могли скрещиваться с сапиенсами, а другие как раз не могли? Есть основания полагать, что неандертальцы на западе Европы были более специализированными и с сапиенсами не скрещивались. А на востоке Европы скрещивание было возможно. В общем, все это очень неясно. Проблема вида
Многое зависит от того, насколько разошлись неандертальцы и сапиенсы от их общего предка. Кто они друг другу: разные подвиды одного вида, разные расы или разные биологические виды одного рода гомо?
Впрочем, тут встает вопрос: а что же такое этот самый вид?
По Карлу Линнею, вид — это совокупность особей, которая может иметь жизнеспособное и плодовитое потомство.
Род — совокупность особей, которые могут иметь потомство жизнеспособное, но неплодовитое.
Мул, у которого папа — осел, а мама — кобыла, вполне жизнеспособен. Мулов и разводят потому, что они крепки, сильны, выносливы и почти никогда не болеют. Но мулы бесплодны. Ни с лошадьми, ни с ослами, ни друг с другом они не могут иметь потомства. Никакого.
Ясно! Осел и лошадь — животные одного рода, но разных видов.
Как всегда, практика посложнее теории. Никто особенно не сомневается, что белый медведь и бурый — разные виды. На них посмотреть уже достаточно! Но эти два вида могут иметь потомство жизнеспособное и плодовитое. В природе виды никогда не встречаются, и гибридов не возникает. Но в зоопарках детеныши у них могут быть… Жизнеспособные и плодовитые. Потому что виды эти разделились совсем недавно — после конца Великого Оледенения, 13 тысяч лет назад, начал образовываться Северный Ледовитый океан. И одна из популяций медведей приспособилась к жизни в полярных странах, начала превращаться в другой вид. Но генетическое расстояние между видами такое, что они вполне могут плодиться.
Смотрите также
Становление римского искусства (VIII-I вв. до
н. э.)
Республика
оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества
того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая
часть уцелевших памятников была ...
История египтологии
В наше время египтология
переживает пик популярности. Отделения египтологии существуют во многих
университетах почти всех развитых стран мира. В 1999 году, например, раскопки в
Египте ...
Искусство Рима
Искусство
древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого
общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда
говорят об «античном иск ...