Неудачная экспедицияКультура в книгах / Ноев ковчег и Свитки Мертвого моря / Неудачная экспедицияСтраница 1
В 1933 г. неудачную попытку найти ковчег предпринял Карвет Уэллс, популярный радиокомментатор радиостанции Кей-фи-ай в Лос-Анджелесе. Его тщетная попытка, описанная в его же книге «Капут», не охладила его восторженное отношение к планам Экспедиции по исследованию Священной истории, которые он публично поддержал на своей радиостанции в 1945 г.
Маловероятно, чтобы история Росковитского была обнародована в 1933 г.: интерес Уэллса подогрело сообщение Джеймса Брайса об обнаружении обработанной инструментами древесины на горе Арарат в 1876 г. Прочитав всю имевшуюся в то время литературу по этому вопросу, Уэллс добился финансирования по линии чикагского Географического общества и отправился вместе со своими соратниками в путь.
Ему предстояло проехать через Россию и затем пересечь реку Араке, чтобы добраться до Арарата. Поскольку в 1924 г. часто оспаривавшаяся гора снова перешла во владение Турции, русские недоверчиво относились к экспедиции по поиску ковчега. Уэллса и его товаришей остановили на границе, поблизости от величественной горы, которую они прибыли обследовать. Несмотря на горькое разочарование, экспедиция не закончилась полным провалом, так как Уэллс и его партия получили разрещёние посетить город Эчмиадзин, где находится старейший в мире армянский монастырь — практически в тени Агрыдага, расположенного по другую сторону реки. Столетием с небольшим ранее тот же монастырь посетил доктор Фридрих Паррот, которому оказали холодный прием, узнав, что он намерен взойти на пик. В 1933 г., напротив, стареющий армянский католикос Месроп приветствовал американцев с истинно восточной любезностью.
Библиотека архиепископа — «большого ученого и писателя», как считал Уэллс, — могла похвастаться «ценными книгами, многие из которых были посвящены разнообразным исследованиям». В ней были также собраны бесценные рукописи, которые, по словам Уэллса, никогда не переводились и не публиковались. На стене библиотеки висела великолепная, исполненная маслом картина, изображавшая Ноя с семьей, спускающимися с Арарата в сопровождении длинной череды животных.
Кульминационный момент наступил, когда Уэллс, наконец, осмелился спросить патриарха о реликвии с Ноева ковчега, которая якобы хранилась у него. Радушный архиепископ улыбнулся: «В нашей церкви есть остатки ковчега… Это — самое ценное, что есть в монастыре. Мы не считаем их просто реликвией. Этот кусок Ноева ковчега причисляется к совершенно иной категории, и ни одна другая церковь в мире не обладает и даже не претендует на обладание чем-либо подобным».
Однако, чтобы взглянуть на священную реликвию, пришлось вытерпеть долгую волокиту. Прежде всего, нужно было созвать "специальное собрание монахов для получения их согласия, это оказалось нелегким делом. Явно забыв о том, что Парроту уже показывали кусок дерева в 1829 г., архиепископ заверил Уэллса, что еще ни один мирянин не получал разрещёния взглянуть на священное изделие.
В конце концов, под григорианское песнопение и шорох многих метел церковь была тщательно убрана, и были совершены определенные обряды в процессе приготовления к необычному событию. Появилась величественная процессия во главе с бородатым епископом в митре, который вынес священный ларец. Карвету Уэллсу любезно разрешили открыть ларец и рассмотреть кусок дерева. «Вы можете смотреть, сколько душе угодно, — улыбнулся архиепископ. — Это — частица Ноева ковчега, которую принес с Арарата один из наших монахов по имени Иаков».
Уэллс с любопытством разглядывал кусок окаменелого красноватого дерева размером примерно двенадцать на девять дюймов и толщиной в дюйм. «Это явно было окаменелое дерево, — писал он позже. — Была четко видна его структура. Ожидая увидеть закругленный кусок дерева, как и борт судна, я выразил удивление по поводу того, что он был плоским».
Смотрите также
Мифы и религия древнего Египта
...
Феминизм
Упоминание о нем так часто встречается в моих беседах с американцами, чего бы
эти беседы ни касались, что я собираюсь посвятить ему целую главу. Феминизм (то
есть борьба женщин за свое полное равн ...
Заключение
Римское
искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой. Оно
может быть определено как явление переходного периода от одной художественной
системы к другой, как мост от ан ...