Структура культуры
История культуры / Структура культуры

Многие ученые и философы, например Н. А. Бердяев,

рассматривали культуру как сложную систему. По мнению немецкого философа-историка О. Шпенглера, эта сложная система состоит из «замкнутых организмов». Вот почему вполне логично ввести понятие «структура культуры».

Что же лежит в основе понятия культуры? Это прежде всего ценности. Они бывают материальными

и нематериальными.

В соответствии с этим культура подразделяется на материальную

и нематериальную.

Чаще всего нематериальную культуру называют духовной. Не стоит стараться всегда отдельно рассматривать эти, казалось бы, разные понятия, поскольку в обычной жизни они часто пересекаются, а иногда одно не может существовать без другого. В чем же особенности этих видов культур?

Под материальной культурой

понимается совокупность всех материальных благ, а также средств и форм их производства и потребления. Важная особенность материальной культуры – неидентичность материальной жизни общества, а также всякой материальной деятельности и производства.

Духовная культура

относится к культурной статике. Это различные нематериальные объекты (законы, нормы, правила, религии, языки, духовные ценности, традиции, мифология), которые нуждаются в материальном посреднике.

Важной чертой является то, что в разных районах, удаленных друг от друга, может найтись что-то общее, тем более в современном мире, где огромное распространение получили средства массовой информации, благодаря чему знания становятся все более доступными. Вот почему вместе с понятием культурного ареала уместно ввести еще одно, которое выражало бы культурное наследие в масштабе всего мира. Таким понятием являются культурные универсалии.

Слово «универсалии» произошло от латинского universalis, что означает «общий». То есть, ведя речь о культурных универсалиях, мы говорим о тех ценностях, традициях, нормах, законах и правилах, которые присущи не какому-то отдельному району, а всем культурам независимо от их географического местоположения, исторического периода и других свойств общества.

Антропологи выделяют четыре основных элемента культуры.

1. Концепты,

т. е. понятия, которые регулируют и упорядочивают опыт людей. В основном концепты содержатся в языке, на котором говорит тот или иной народ.

2. Ценности

– те убеждения, к которым должен стремиться человек. Они основаны на нравственности, общепринятых нормах и т. д.

3. Правила

– нормы, способствующие регулированию поведения человека. Здесь прослеживается взаимосвязь между ценностями и правилами, поскольку именно и устанавливают определенные правила, законы и нормы.

4. Отношения

– средства связи между теми или иными понятиями культуры, даже теми, которые разбросаны в пространстве и времени.

Смотрите также

Out of doors
Дойдя до этой финальной главы, я поняла, что еще о многом не успела рассказать. Особенно о том, что составляет жизнь американской семьи за пределами ее дома, или, как здесь говорят, out of doors . ...

Заключение
Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл­линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от ан ...

О языковой картине мира японцев
Вопрос об особенностях так называемых национальных языковых картин мира, как мы видели в предыдущей главе, не всегда ставится корректно и часто связывается с ненаучными спекуляциями, о чём шла речь. ...