Новые лидеры мира
Культура в книгах / Предки ариев / Лидеры мирового развития / Новые лидеры мира
Страница 1

Сапиенсы жили в Африке сотни тысяч лет. За этот срок жизни в Африке, с 180 тысяч лет назад, никакого переворота в культуре не произошло. Лидерами мирового развития были неандертальцы, а у сапиенсов в Африке не было ни искусства, ни погребений, ни домостроительства. Техника изготовления их каменных орудий ничуть не более совершенна, чем у неандертальцев. Тот же самый средний палеолит, даже грубее, чем мустье.

Техника обработки каменных орудий, которую мы называем верхним палеолитом, родилась на Переднем Востоке, в самом непосредственном контакте с неандертальцами. Революция верхнего палеолита продолжилась в Европе. Если не во всей Европе, то по крайней мере в Восточной Европе она шла с активным участием неандертальцев.

Еще 40 тысяч лет назад сапиенсы проигрывали неандертальцам. В Северной Африке распространены культуры среднего палеолита. Похожие на мустье… Но их носитель — не неандерталец, а сапиенс!

Ученые считают, что сапиенсы стали лидерами мирового развития потому, что были очень совершенные и умные. Одно слово — венцы творения! Но «почему-то» наши «венцы творения» не стали лидерами мира в своей родной Африке. И в Австралии, куда они попали раньше, чем в Европу, тоже не стали. Конечно, в Австралии нет необходимых ресурсов для создания цивилизации. Как сказал один неглупый английский ученый, «нельзя выращивать колючую траву и доить кенгуру». Справедливо! Но в Индии, на Переднем Востоке, в Средней Азии, на Востоке Азии было сколько угодно растений, которые можно было окультуривать. И животных, которых можно было одомашнить. Сапиенсы этого не сделали.

«Венцы творения» — самый совершенный и самый замечательный вид человека — стали лидерами мирового развития только и исключительно в Европе. Вот в Европе сапиенсы действительно стали лидерами мирового развития, обгоняя неандертальцев. Но с тем же успехом они опередили своих собратьев по физическому типу в Африке, в Южной Азии и в Австралии. Видимо, дело не только в физическом типе человека. Дело, видимо, еще и в Европе. Европа сапиенсов

36 или 32 тысячи лет назад начался удивительный верхний палеолит Европы. Верхний палеолит — гораздо более короткий период по сравнению со средним и тем более нижним палеолитом. Однако именно в верхнем палеолите древние обитатели Европы сделали ряд существенных шагов как в экономике, так и в области культуры.

Сколько людей жило в тогдашней Европе? Подсчитать можно только приблизительно. С учетом сухого и холодного климата Центральной Италии во время последнего оледенения предполагается плотность один человек на 50—100 кв. км. Все палеолитическое население Центральной Италии в целом могло составлять одновременно 800—1600 человек.

В более сложных природных условиях возможна была и более высокая плотность населения на меньшей территории — за счет разнообразия способов добывания средств существования. В таких условиях плотность населения возрастала до одного человека на 8 кв. км или даже на 5 кв. км. Полагают, что минимальная община в палеолите состояла в среднем из 25 членов. При плотности населения один человек на 50—100 кв. км территория минимальной общины должна была составлять от 1250 до 2500 кв. км.

Минимальные общины могли образовывать более крупное объединение, связи внутри которого осуществлялись через общие ритуалы, а также сеть браков, которая гарантировала биологическое сохранение его членов. Такое объединение — максимальная группа охотников палеолита, вероятно, включала от 200 до 500 человек, в него входило от 7 до 19 минимальных общин. Возможно, такая группа была небольшим народом со своим языком и культурой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Out of doors
Дойдя до этой финальной главы, я поняла, что еще о многом не успела рассказать. Особенно о том, что составляет жизнь американской семьи за пределами ее дома, или, как здесь говорят, out of doors . ...

Истоки римского искусства
...

Заключение
Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл­линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от ан ...