Новые лидеры мираСтраница 20
Я задавал этот вопрос коллеге, к мнениям которого привык прислушиваться с уважением и интересом. Лицо Леонида В. отразило почти физическую муку…
— Наверное, они разводили большие поля конопли…
— Конопли?!
— Да. Мака и конопли… Разводили в огромных количествах и щедро снабдили тебя своей продукцией.
Весело? Да… Но не только. Действительно, только в совершенно воспаленном воображении могла появиться мысль о земледелии в районах вечной мерзлоты, в двух шагах от сверкающих на солнце ледяных щитов. Закомпостированные стереотипами мозги специалиста — это очень серьезная проблема.
Но вот какой вопрос… Из истории известно, что цивилизация вовсе не обязательно должна быть земледельческой… Действительно, а если в Европе верхнего палеолита была цивилизация, но не земледельческая? Если это скотоводческая цивилизация? Скотоводческая цивилизация?
Сегодня научный мир считает, что сначала возникло земледелие, а уж потом скотоводство. В этом убеждают материалы Древнего Переднего Востока. Во всех его регионах земледелие старше скотоводства на тысячи лет.
Но предки думали не так, как мы. В XIX веке считалось, что скотоводы на Земле появились раньше земледельцев. Логично: скотовод без земледелия примитивнее, чем земледелец. Он больше привязан к природным ландшафтам и меньше их изменяет. Он ведет более близкий к природе образ жизни и больше зависит от природных циклов и от образа жизни зверей.
Классики XIX века, в том числе Морган и Фрезер, подробно описывали, как человек становился сначала скотоводом, а уже потом и с большим отрывом — земледельцем.
Они предполагали даже, что северный олень — первое домашнее животное, и одомашнен он 15–14 тысяч лет назад. Дело в том, что тундровые охотники пасут, по сути дела, диких или, по крайней мере, полудиких оленей. Человек мадленской эпохи в тундровой зоне охотился в основном на северного оленя. Логично предположить, что специализированная охота привела к более сложным отношениям с оленями. Человек отгонял других хищников, выбивал в первую очередь хилых и больных зверей, отгонял стада на более тучные пастбища…
Так же могли складываться отношения человека конца палеолита и лошади, а с меньшей вероятностью — и зубра. Если животное продолжает жить в природной среде, на него действуют те же факторы, что и на домашнее. Оно становится домашним, но практически не изменяется внешне. В этом трудность определить, имеем мы дело с домашними или с дикими северными оленями. Но ведь и лошадь жила в тех же ландшафтах приледниковой зоны. Ни селекции, выведения других пород, ни стойлового содержания, ни особых кормов. Вот пятнистость могла появляться, если человек защищал своих домашних животных от хищников: тогда не нужно было скрываться, становиться незаметными в природе. Медведя или волка, даже тигрольва человек отгонит, не пустит их к стаду.
Но пятнистость не определишь по костям в «кухонных кучах» на стоянках древнего человека. Разве что на стенах пещер появлялись рисунки странных пятнистых животных.
Сведений о возможном скотоводстве у нас очень мало. Но не забудем, что в Европе четвертая часть всех доступных человеку земель лежала ниже уровня современного океана. Очень может быть, самые интересные и высокоразвитые области расселения человека соллютре и мадлена нам сейчас попросту недоступны для изучения.
Смотрите также
Спорт
Спорт был частью уругвайской культуры от раннего начала
зарождения страны. Победители таких спортивных событий как Чемпионат мира по
футболу, Открытый чемпионат Франции, и на олимпийских играх , Ур ...
К вопросу о национальном характере
Когда говорят о том или ином народе, часто используют понятие национальный
характер. Встречается оно и в работах по межкультурной коммуникации, при этом
термин этот так до конца не определен ...
Воззрения японцев на язык. Языковые мифы
В данной главе рассматриваются массовые представления японцев (как обычных людей, так и многих профессиональных лингвистов) о своем языке. Языковые мифы и предрассудки отражаются не только в бытовых ...