Сеть богов
Культура в книгах / Именем Зевса / Сеть богов
Страница 5

Конец истории таков. Юноша убил Минотавра. Царь Минос, разумеется, узнал, какую роль сыграл во всей этой истории техник Дедал. А потому велел заточить в темницу конструктора и его сына Икара. Там Дедал соорудил два «летательных аппарата» из дерева, перьев и воска. Дедал и его сын Икар поднялись в небо над островом Крит и полетели прочь. К сожалению, Икар позабыл о предостережениях своего отца не приближаться слишком близко к солнцу, «потому что воск расплавится и перья сгорят». Все так и произошло, юноша рухнул вниз, и с тех пор море в том месте зовется «Икаровым морем». А остров, на который волны вынесли его мертвое тело, называется «Икарией».

Дедал долетел до Сицилии. Местный царь с распростертыми объятиями принял гениального конструктора при дворе, ведь каждый властитель мечтает о техническом превосходстве. А Минос Критский неистовствовал, лишившись Дедала. Он приказал своей флотилии обыскать все Средиземное море и действительно отыскал беглеца на Сицилии. Однако местный царь не желал расставаться с Дедалом, «прилетевшим с небес». И когда сын богов Минос Критский купался, дочери сицилийского царя облили его кипятком. Греческие легенды гласят, что труп царя Миноса доставили назад на Крит и там похоронили.

Разумеется, история никогда не разворачивалась именно так, как об этом повествуют мифы. Греческий археолог Анна Михайлидос пишет об этом: «Ни при каких обстоятельствах миф не является исторической реальностью». Все известные поэты и историки Древней Греции упоминали про критский миф: Гомер и Гесиод, Фукидид, Пиндар, Плутарх, Диодор Сицилийский и, конечно же, «отец истории» Геродот. Каждый из них давал в своих произведениях собственный вариант событий, добавлял собственные «приправы», сохраняя неизменным лишь обрамляющее повествование.

На Крите так и не обнаружили лабиринта. Вероятно, потому, что лабиринтом являлся дворец царя Миноса. «Дом Миноса» был больше, чем Букингемский дворец, а на нескольких его этажах располагалось около 1400 помещений. Там вполне можно было заплутать. Еще в середине прошлого столетия развалины огромного комплекса зданий превратились в холм.

Только в 1878 г. грек Минос Калокайринис начал заниматься раскопками в Кносе, а в 1894 г. на Крите появился англичанин Артур Эванс (1851–1941), веривший, как и Генрих Шлиман, в реальность гомеровских описаний. Гомер подробно излагал критскую историю и давал описание Кносского дворца — резиденции царя Миноса.

Артур Эванс вернулся в Англию и получил повышение по службе, став директором музея Ashmolean в Оксфорде. Он собирал деньги для раскопок на Крите. С командой, состоящей из 30 человек, 23 марта 1900 г. он наконец-то отправился туда. Археологи снимали землю слой за слоем, пробираясь к легендарному дворцу царя Миноса.

И выяснилось: здесь действительно почитали Тельца. Его живописные изображения обнаруживали на стенах дворца и черепках глины, повсюду натыкались на «бычьи рога». А вот какой-либо техники найти не смогли. Не обнаружили и мастерской гениального Дедала, никаких останков скелета Минотавра и, к сожалению, ни одной металлической части робота Талоса из «Аргонавтики». Наверное, ржавеет где-нибудь под водой в одной из морских бухточек, а таких на Крите тысячи.

На острове не было никаких укреплений. Не было стен, валов, крепостей, служивших защитой от нежданных захватчиков с моря. Полагались на Талоса? Почему бы и нет. Артур Эванс все-таки смог доказать, что описания Гомера соответствовали истине, но больше всего археологов поразил «возраст» их открытий. Кносский дворец многократно разрушался, его восстанавливали вновь и вновь, причем самый древний дворец имел те же самые размеры, что и последний. Ему было около 5000 лет, и с каждым новым слоем археологи все ближе продвигались к следам, оставленным в каменном веке. Обнаружили даже остатки мегалитов — не только в Кносе, но и в комплексе критских храмов. В конечном итоге выяснилось, что на том самом месте, где позднее воздвигли Кносский дворец, еще 8000 лет назад обитали люди. Что же было такого особенного в этом месте?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Воззрения японцев на язык. Языковые мифы
В данной главе рассматриваются массовые представления японцев (как обычных людей, так и многих профессиональных лингвистов) о своем языке. Языковые мифы и предрассудки отражаются не только в бытовых ...

История египтологии
В наше время египтология переживает пик популярности. Отде­ления египтологии существуют во многих университетах почти всех развитых стран мира. В 1999 году, например, раскопки в Египте ...

Становление римского искусства (VIII-I вв. до н. э.)
Республика оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая часть уцелевших памятников была ...