Время принципата Августа
Культура в книгах / Искусство Рима / Расцвет римского искусства (I-II вв.) / Время принципата Августа
Страница 1

После отмеченных резко выраженной, неповторимой индивидуальностью памятников Республики, классицизирующее искусство Ранней империи кажется проще и понятнее, но по своему внутреннему содержанию оно гораздо сложнее республиканского. Причины усложнения — в усиливавшемся воздействии греческих художественных систем, в вы­званном монархическим строем обновлении эстетических норм, в попытках вуалирования им­перских тенденций. Иными ста­новились идеи архитектурных памятников, изменялись скуль­птурные портреты, в новые ком­позиции облекались повество­вания исторических рельефов, декоративные росписи отража­ли несходные с прошлым взгля­ды на окружающую действи­тельность.

С приходом к власти Авгу­ста исключительного расцвета достигло зодчество, как самый сильный художественный выразитель государственных идей. Грандиоз­ным в сравнении с республиканскими постройками выглядел Форум Ав­густа, площадь, предназначенная для мероприятий общественного харак­тера, в частности, как сообщает Светоний, жеребьевки судей. Форум Ав­густа был парадным комплексом: динамичность портиков Форума Цезаря сменилась почти квадратным спокойным планом, высокая — около 30 м — стена отгораживала Форум от остальных районов города, на нем запре­щалась торговля, придававшая живость площадям эпохи Республики.

Сильнее, чем раньше, мастера тяготели к декоративности. Цветными мраморными плитками облицовывалась внутренняя поверхность стен Форума. Приставленные к ним полуколонны исполнялись из цветного мрамора: создавалось ощущение огромного неперекрытого интерьера. Площадь украшали статуи, в частности копии с кариатид афинского Эрехфейона. В нишах стояли позолоченные портретные изваяния с над­писями на постаментах. Над всем возвышался 14-метровый колосс Авгус­та, возможно, установленный вскоре после смерти принцепса.

Храм Марса Мстителя на Форуме Августа больше цезарианского хра­ма Венеры Родительницы. Его портик высоких, коринфского ордера, ко­лонн шире; целла, перекрытая висячими стропилами, просторнее; абсида в конце ее глубже и шире, к тому же поднята на несколько ступеней над полом. На продолговатом постаменте в абсиде стояли две, а может быть, и три статуи — Венеры, Марса и Юлия Цезаря. В этом храме, помимо вывезенных из Греции произведений искусств, хранились и го­сударственные реликвии, в частности воинские штандарты, некогда за­хваченные парфянами и возвращенные Риму Августом. Фронтоны укра­шали статуи Марса с копьем между Венерой и Фортуной, а также из­ваяния Ромула в виде авгура, Ромы и Тибра.

При Августе много зданий возводилось и на Римском Форуме. Продолжают стоять и сейчас три красивые, высотой 12,5 м, коринф­ские колонны от храма Кастора и Поллукса, передняя часть подиума которого, украшенная рострами, служила трибуной ораторов; в храме хранилось имущество богатых римлян, а рядом находилась палата мер и весов. Любовь римлян к символике выразилась в узорах капителей храма: вьющиеся усики аканфа переплетаются друг с другом, как бы напоминая о дружбе близнецов Диоскуров. В красивом карнизе храма Конкордии, а также в нарядных капителях, украшенных парными ба­рашками, воплощавшими идею единства и согласия, тектоника форм на­чинала постепенно обогащаться декоративными элементами. Хотя в постройках времени Августа их роль возрастала, чувство конструктив­ности продолжало сохраняться.

В плане монументального (10 м X 11 м) Алтаря Мира сочетались эллинистическая форма алтаря и римская манера обнесения памятника высокими стенами. Ступенчатый вход напоминал лестницы на подиумах римских храмов, а расположение рельефов на стенах ограды вызывало в памяти композиции эллинского декора.

В годы правления Августа широкое распространение получили три­умфальные арки, прославлявшие императора и увековечивавшие проис­ходившие события. В ранних арках, построенных на берегу Адриатиче­ского моря, заметно подражание этрусским воротам в крепостных сте­пах. Арка в Фано башнями по краям уподоблена этрусским воротам Августа в Перудже. Возможно, не только из практических целей, но чтобы смягчить ощущение этрусского прообраза и усилить римскую сущность арки, строители сделали ее трехпролетной. Трехпролетная арка Августа была поставлена и на Римском Форуме. Арка в Римини, соору­женная по случаю восстановления Фламиниевой дороги, также соединя­ет в своих декоре и архитектурных элементах черты этрусские и римские. Ранние триумфальные арки редко имели украшения. Нет их и на арке в Аосте. Впервые появляются они на арке в Римини в виде изваяний на медальонах голов Юпитера и Аполлона, Нептуна и Минервы, а так­же на арке Сергиев в Пола (Югославия) с фигурами Викторий в тим­панах, и только на арке в Сузе введен многофигурный фриз с рельефа­ми, прославлявшими присоединение альпийских племен к Римской им­перии. Но и здесь пластическая выразительность декора была подчинена структурной основе арки. Конструкция архитектурного образа еще ста­рательно сохранялась зодчими, скупо вводившими скульптурные укра­шения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Брак
Американская студентка приходит ко мне в кабинет и, пока мы беседуем, несколько раз внимательно оглядывает мой стол. Прощаясь, она уверенно замечает: – А семьи у вас нет, ведь правда? – Как это не ...

История египтологии
В наше время египтология переживает пик популярности. Отде­ления египтологии существуют во многих университетах почти всех развитых стран мира. В 1999 году, например, раскопки в Египте ...

Становление римского искусства (VIII-I вв. до н. э.)
Республика оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая часть уцелевших памятников была ...