Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев
Культура в книгах / Искусство Рима / Расцвет римского искусства (I-II вв.) / Время Юлиев — Клавдиев и Флавиев
Страница 1

Сущность искусства Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях времени Юлиев — Клавдиев. Тенденция к созда­нию величественных архитектурных сооружений, прославлению личности в скульптурных портретах, пышности декора в рельефах и настенной живописи, которая проявилась в цезарианском искусстве и была при­глушена августовской мнимой республиканизацией, после смерти принцепса не только оживилась, но стала господствующей. Возведению мно­гих значительных памятников способствовали высокие технические воз­можности римских зодчих, использовавших различные материалы, и чаще всего бетон, как основу конструкций.

В архитектуре жилых домов, лучше всего сохранившихся в Помпеях и Геркулануме, можно заметить стремление к усложнению планов, уве­личению этажности, желание сделать интерьеры, особенно атриумы и перистильные дворы, более просторными и величественными. Не случай­но появление первых императорских дворцов. Правители Рима не счита­ли уже нужным, по выражению Сенеки, «рядиться в одежды республи­ки» и жить, подобно Августу, в частном доме. Тиберий построил огром­ный дворец па Палатине. Калигула использовал редкое и дорогое застек­ление окон, увеличил число этажей дворца, расширил его до Римского Форума и хотел превратить некоторые здания Форума в его вестибюль. Колоннады, сводчатые бетонные перекрытия, длинный криптопортик, со­хранившиеся от дворца Тиберия и Калигулы на Палатине, дают пред­ставление о стремлении к великолепию архитектурных форм, померкше­му, однако, перед «Проходным дворцом», а затем «Золотым Домом» Нерона. Помпезность последнего выразилась не только в архитекту­ре, но особенно ярко в убранстве и стенных росписях художника Фабулла, выполненных в четвертом стиле. Создавались величественные заго­родные дворцы, подобные резиденции Тиберия на Капри, где он прожил последние годы жизни,— «вилле Юпитера», укрепленной на обрывистых скалах самого высокого участка острова.

Черты государственного великолепия и представительности прояви­лись тогда в построенном Рабирием дворце па Палатипе. Домициан снес многие здания для возведения этого сооружения, руины которого и сейчас поражают размерами. Комплекс Домициана включал дворец Фла­виев, служивший для официальных церемоний, покои Августов и так на­зываемый стадион. Планы обычных жилых, включавших атриумы, пери­стили и триклинии, построек, а также террасных домов, помещения которых располагались на разных уровнях, получили здесь свое вопло­щение в размерах почти грандиозных.

Имеющий огромный, перекрытый самым большим в империи сводом, зал дворец Флавиев до сих пор остается свидетельством высокой строи­тельной техники римлян. Император, решавший государственные дела, сидел на троне в абсиде центрального зала. Базилика, где он судил, на­ходилась в примыкавшем к тронному залу с северо-запада помещении. Юго-восточное же служило или преторианцам, охранявшим дворец, или религиозным целям (ларарий). Затем шел перистильный двор и далее огромный триклиний — столовая для парадных обедов, имевшая гипо-каусты — двойной пол, обогревавшийся горячим воздухом.

К юго-востоку от дворца Флавиев возвели не менее грандиозный Дом Августов — личные покои императоров, с тремя перистильными дво­рами, залами различных размеров и форм, огромными, имевшими в цент­ре искусственные островки бассейнами, фонтанами. Третий район комп­лекса Домициана напоминает величиной и очертаниями стадион. По его периметру шел двухъярусный портик, а в центре юго-восточной стороны располагалась полукруглая трибуна, открытая па вытянутую «арену». Плиний Младший, сообщавший о частных ипподромах в виллах бога­тых римлян, писал и об огромных садах, поэтому назначение этого участка, который мог быть и садом, остается не вполне ясным.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Английские заимствования и английский язык в Японии
В главе в основном рассматривается проблематика, связанная с культурным столкновением японского и английского языка. Сейчас американская массовая культура всё более господствует в мире, а ее распрос ...

Out of doors
Дойдя до этой финальной главы, я поняла, что еще о многом не успела рассказать. Особенно о том, что составляет жизнь американской семьи за пределами ее дома, или, как здесь говорят, out of doors . ...

Заключение
Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл­линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от ан ...