Суматоха в Трое
Культура в книгах / Именем Зевса / Суматоха в Трое
Страница 4

Прошло несколько месяцев, пока Шлиман получил от турецкого правительства разрешение на раскопки Гиссарлыка. 11 сентября 1871 г. были наконец-то улажены все проблемы. С командой в 80 рабочих Шлиман начал долгожданные раскопки. Он работал ожесточенно, не разгибая спины, и даже наступившие холода не смогли помешать ему. Он построил блочный домик, в котором ютился вместе с женой, терпеливо переносившей все мытарства.

Так продолжалось до 15 июня 1873 г., когда лопата одного из рабочих ударилась о стенку медного сосуда, наполненного предметами из золота и серебра. Шлиман дал рабочим отдохнуть, завернул сокровище в платок жены. В блочном домике он осмотрел находку, надел жене на голову золотую диадему и велел разослать по всему миру телеграммы, что он нашел «сокровища Приама». Конечно, были и досадные моменты. Османское правительство обвинило его в краже ценных предметов, принадлежащих Турции, а недоброжелатели заявляли, что эти сокровища заранее закопал в землю сам Шлиман.

И только благодаря красноречию и финансовым возможностям Шлиману удалось решить все проблемы. Он снимал слой за слоем, и вскоре вопросов, нашел ли он Трою, больше не возникало. Вот только какую Трою? Гомеровскую ли?

Шлиман контрабандой вывез за пределы Турции «сокровища Приама» и подарил их Берлинскому Музею доисторической и раннеисторической эпохи. Оттуда в 1945 г. драгоценности вывезли в СССР и на протяжении нескольких десятилетий о «сокровищах Приама» ничего не было известно. Так продолжалось до 1993 г. Теперь русские и немцы открыто говорят о сокровищах, к ним присоединилось и турецкое правительство, желающее организовать в нынешнем туристическом городке Трое музей с экспонатами из найденных при раскопках сокровищ.

Неужели Шлиман действительно открыл мифическую Трою? Тот самый город, о котором писал Гомер в «Илиаде» и «Одиссее»?

Никакой уверенности нет еще и поныне. Гомеровская Троя слыла могущественным городом, в котором жили образованные люди того времени, городом, где о письменности знали не понаслышке и где стояли храмы различным богам. До сегодняшнего дня археологи с воистину грандиозным трудовым рвением раскопали 48 слоев и нашли девять «Трой» — однако не обнаружили ни одной таблички с названием города. Единственный найденный здесь осколок с фрагментами надписи содержит несколько хеттских иероглифов. Исходя из этого был сделан вывод, что Троя вообще не была «греческим городом, а принадлежала к другой значительной культуре», а именно к культуре хеттов. Этим, кстати, объясняется отсутствие Трои в геометрической схеме греческих богов.

А вот археолог Шлиман, наоборот, повсюду наталкивался на подтверждения своих идей. Когда раскопали городские ворота, он тотчас же назвал их «Скейскими вратами», которые упоминаются у Гомера. Именно здесь Ахиллес (тот самый, с ахиллесовой пятой) трижды промчался вокруг городских стен с телом своего противника Гектора. Стена какого-то большого здания была для Шлимана фрагментом «дворца Приама», а в 1872 г. он заявил об открытии «большой башни», упоминавшейся Гомером в 4-й песне «Илиады». Позднее, правда, выяснилось, что у этой «башни» всего две маленькие стеночки, а «дворец Приама» — размером всего лишь со свинарник (согласно же Гомеру, в этом дворце было 50 спальных покоев и залов). Да и его Скейские врата не были вратами Гомера. И так далее, и так далее При более внимательном сравнении гомеровский текст совершенно не совпадает с теми интерпретациями находок, которые делал Шлиман

Незадолго до своей смерти Генрих Шлиман сам начал сомневаться в том, действительно ли он раскопал гомеровскую Трою. Это неизвестно вплоть до сегодняшнего дня. Его друг и последователь, выдающийся археолог Вильгельм Дёрпфельд указывал Шлиману на множество просчетов, но к своим ошибкам и заблуждениям Шлиман относился всегда с юмором. В Микенах, где позднее он тоже занимался раскопками, произошел такой случай: «Что? — воскликнул он однажды. — Так значит, это не труп Агамемнона и не его украшения? Ладно! Назовем его Шулльцем!»

С 1988 г. раскопки в Трое были поручены международной экспедиции под руководством тюбингенского профессора Ман-фреда Корфманна. Не проходит ни одного сезона без новых сенсаций. 90 специалистов довольно быстро установили, что холм Гиссарлык непрерывно заселялся уже с начала 3-го тысячелетия до Р.Х., и так было вплоть до времен римского владычества. Уже в самом первом, нижнем слое (он назван Троя I) обнаружены стены укреплений толщиной свыше 2,5 метров и ворота. Следующие слои — Троя II и Троя III — явили на свет божий остатки жилых домов и террас, изделия из бронзы и золота. В 2100–1800 гг. до Р.Х., к которым относятся Троя IV и Троя V, дела у троянцев шли не особенно блестяще. Данный вывод можно сделать из сохранившихся остатков их еды. К тому же имеются свидетельства многочисленных пожаров.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

О языковой картине мира японцев
Вопрос об особенностях так называемых национальных языковых картин мира, как мы видели в предыдущей главе, не всегда ставится корректно и часто связывается с ненаучными спекуляциями, о чём шла речь. ...

Отражение японской культуры в японской лексикографии
Безусловно, наука о языке в той или иной стране отражает некоторые свойственные этой стране культурные представления и стереотипы. Особенно это заметно в тех странах, которые, как Япония, самостояте ...

Национально-культурные особенности английского и русского коммуникативного поведения в экспрессивных речевых актах
Как и стратегии дистанцирования, стратегии сближения также связаны с определенными речевыми актами. В данном случае это, главным образом, экспрессивные РА: благодарность, извинение, приветствие, п ...