Суматоха в Трое
Культура в книгах / Именем Зевса / Суматоха в Трое
Страница 2

Семь лет наслаждается Одиссей сладкой жизнью, а потом наступает пресыщение постоянными удовольствиями. Уныло сидит он на берегу, мечтая о возвращении на родину. Тут прилетает Гермес и приказывает Калипсо отпустить Одиссея. Тот получает необходимый для постройки плота инструмент и вскоре покидает любовное гнездышко. Однако бог морей Посейдон (сына которого, циклопа Полифема, Одиссей ослепил) проносится на своей крылатой колеснице над водами и сталкивает Одиссея с плота. И тот непременно утонул бы, но ему удалось сбросить с себя под водой тяжелую одежду.

Спустя два дня Одиссей, совершенно измученный, выбирается на берег острова Дрепане. С помощью богов ему наконец удается добраться до острова феаков, а оттуда — после двадцатилетнего отсутствия — он возвращается домой, на Итаку.

Вот вкратце содержание героического эпоса. И поскольку в «Одиссее» и «Илиаде» — как и в «Аргонавтике» — приведено очень много географических данных, ученый мир не перестает задаваться вопросом: где побывал Одиссей? В каком море происходили с ним удивительные приключения? Где искать ужасных чудовищ Сциллу и Харибду? Было опубликовано свыше 100 различных работ, нарисовано около 70 карт, и каждый исследователь «Одиссеи» был убежден в том, что идет по следам своего героя. В зависимости от подхода ученых, Одиссей заворачивал в Малую Азию, огибал Британские острова, или же его заносило в Южную Америку «Одиссею» с «Аргонавтикой» сваливали в одну кучу-малу либо заявляли, что странствия Одиссея происходили вообще не на нашей планете.

Самое разумное из того, что публиковалось об «Одиссее», принадлежит перу немецких ученых, братьев Ханса-Хельмута и Армина Вольф. Им действительно удалось реконструировать затянувшийся вояж, где все соответствует времени путешествия, расстоянию, а также упомянутым в эпосе местам. Причем, авторы не считают, что «Одиссея является просто сказанием», они доказывают, что морское путешествие, описанное Гомером, можно соотнести с пространствами Средиземноморья. И хотя результат многолетней исследовательской работы братьев Вольф претендует на чрезвычайную точность и убедительность, я все спрашиваю себя, а откуда, собственно говоря, слепой Гомер узнал такие подробности о странствиях Одиссея?

В «Одиссее» упоминается остров Крит, однако ничего не говорится о роботе Талосе. Неужели Гомер не знал о Талосе из «Аргонавтики»? Или робот показался ему слишком фантастичным, явно выдуманным? В связи с его собственными фантазиями, которыми переполнена «Одиссея», верится в такое предположение с превеликим трудом. Гомер описывает богов, владеющих всевозможными видами волшебства, упоминает о летающей колеснице Посейдона, но у него нет даже намека на золотое руно. Несмотря на все чудеса, приписываемые богам, в «Одиссее» нет никаких «science-fiction» в духе «Аргонавтики».

Местом действия «Илиады» является Троя. Однако именно этот город отсутствует в геометрической сети Древней Греции. Почему Троя не была отмечена в древней сети богов? Ведь историю города описывают практически все греческие историки, его осада происходила где-то с 1194 по 1184 гг. до РХ. Сама Троя должна быть древней, потому что название города произошло от имени мифического героя Троса, отца Илоса. Первоначально у города были другие названия. Он звался Илиум, Илион и Троас. Строить его циклопические крепостные укрепления помогал Аполлон. Следовательно, у города точно такое же мифическое прошлое, как и у большинства священных центров Греции, уже упоминавшихся мною. Отчего же тогда географическое положение места раскопок, сегодня называющегося Троей, не вписывается в геометрическую сеть богов? Не значит ли это, что Троя, открытая Генрихом Шлиманом, вообще не идентична Трое из мифологии?

В конечном итоге в «Одиссее» появляется и Агамемнон, тот самый, что вместе со своими спутниками погребен в Микенах. Но Микены являются составной частью геометрической схемы, в отличие от того места, которое сегодня называется «Троей». Тут есть о чем подумать.

Троянские земли, согласно легенде, сначала принадлежали критскому царю по имени Тойкрос. Его народ звался тойкрами. Потом царский сын Дардан основал там маленькое поселение. Вскоре земли назывались уже по его имени «Дарданией» (Дарданеллы). У него был сын Трос, и поселение получило название Троас, а жители стали называться троянцы. Старший сын Троса носил имя Илос, поэтому поселение на холме стали называть Илионом или Илиосом. Так объясняется название гомеровской поэмы «Илиада».

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

История египтологии
В наше время египтология переживает пик популярности. Отде­ления египтологии существуют во многих университетах почти всех развитых стран мира. В 1999 году, например, раскопки в Египте ...

К вопросу о национальном характере
Когда говорят о том или ином народе, часто используют понятие национальный характер.  Встречается оно и в работах по межкультурной коммуникации, при этом термин этот так до конца не определен ...

Отражение японской культуры в японской лексикографии
Безусловно, наука о языке в той или иной стране отражает некоторые свойственные этой стране культурные представления и стереотипы. Особенно это заметно в тех странах, которые, как Япония, самостояте ...