Воины людей
Культура в книгах / Войны богов и людей / Воины людей
Страница 10

Библейские пророчества, предрекавшие падение Ассирии, сбылись: захватчики с севера и востока объединились с восставшими на юге вавилонянами, и в 614 году до нашей эры пал Ассур, религиозный центр Ассирии, а двумя годами позже была захвачена и разграблена столица Ниневия. Великая Ассирия прекратила своё существование.

С падением Ассирийской империи вассальные цари Египта и Вавилона воспользовались случаем и попытались возродить своё былое могущество. Земли, разделяющие эти государства, вновь стали лакомым куском для соседей, и египтяне во главе с фараоном Нехо первыми вторглись на эту территорию.

В Вавилоне Навуходоносору II — как утверждается в его надписях — бог Мардук приказал вести свою армию на запад. Эта военная кампания увенчалась успехом потому, что «другой бог», в чьих владениях лежали эти земли, «не желал более земли кедров», и теперь там «правили и разоряли её враги».

В Иерусалиме пророк Иеремия передал людям волю Бога Иеговы встать на сторону Вавилона, ибо Бог Иегова — называющий Навуходоносора «рабом Моим» — решил сделать вавилонского царя орудием своего гнева против богов Египта:

Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего…

И придёт, и поразит землю Египетскую: кто обречён на смерть, тот предан будет смерти; и кто — в плен, пойдёт в плен; и кто — под меч, — под меч. И зажгу огонь в капищах богов Египтян; и он сожжёт оные…

И сокрушит статуи в Бефсамисе (Гелиополе), что в земле Египетской, и капища богов Египетских сожжёт огнём.

В ходе этой кампании Бог Иегова объявил, что он накажет и Иерусалим за грехи его жителей, которые стали поклоняться «богине неба» и богам Египта: «Вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие… и возгорится и не погаснет… Так я поступлю с городом сим, над которым наречено имя Моё». Это случилось в 586 году до н э. «Пришёл Навузардан, начальник телохранителей, предстоявший пред царём Вавилонским, в Иерусалим. И сожег дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме. И все войско Халдейское… разрушило все стены вокруг Иерусалима». Однако, Иегова обещал, что бедствия Иерусалима будут длиться лишь семьдесят лет.

Царём, который должен был исполнить это обещание и разрешить восстановление храма в Иерусалиме, был избран Кир. Его предки, говорившие на языке индоевропейской семьи, предположительно пришли из Каспийского региона в провинцию Аншан на восточном побережье Персидского залива. Там Хакам-Аниш (Мудрейший), стоявший во главе переселенцев, положил начало династии, которую мы называем династией Ахеменидов; представители этой династии — Кир, Дарий, Ксеркс — вошли в историю как правители земель, превратившихся со временем в Персидскую империю.

Когда в 549 году до нашей эры на трон Аншана взошёл Кир, он владел лишь отдалёнными областями Элама и Мидии. В Вавилоне же, в те времена находившемся на пике своего могущества, царём был Набонид, который получил власть при весьма любопытных обстоятельствах: обычно царя избирал бог Мардук, но Набонид получил престол в результате уникального соглашения между Верховной Жрицей (матерью Набонида) и богом Сином. В тексте частично повреждённой таблички Набонид обвиняется в том, что он «поставил на основании статую… он называл её «богом Сином»… Во время, назначенное для празднества Нового года, объявил он, что не будет торжеств… Он приказал творить новые обряды и не признавал таинств предков».

В то время как Кир сражался с греками в Малой Азии, Мардук, желая, чтобы его вновь провозгласили верховным божеством Вавилона, «озирал земли, думая найти справедливого правителя, который примет волю его. И он назвал имя Кира, царя Аншана, и провозгласил его правителем всех земель».

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

К вопросу о национальном характере
Когда говорят о том или ином народе, часто используют понятие национальный характер.  Встречается оно и в работах по межкультурной коммуникации, при этом термин этот так до конца не определен ...

Искусство Рима
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо­нента имеют в виду, когда говорят об «античном иск ...

Заключение
Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл­линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от ан ...