Ракеты Зевса и ИндрыКультура в книгах / Войны богов и людей / Ракеты Зевса и ИндрыСтраница 6
Индийские легенды рассказывают о войнах, которые вели боги и люди из-за прекрасных женщин — совсем как в «Илиаде» Гомера. Самая известная из этих легенд — эпическая поэма «Рамаяна», прекрасную жену которого похитил царь Ланки (его владения находились на острове Цейлон за пределами Индии). Среди богов, выступивших на стороне Рамы, был бог с головой обезьяны, который сражался в воздухе с крылатым Гарудой (рис. 16), одним из чудовищ, рождённых от Каш-Япы. В другом эпизоде Сукра, «испорченный бессмертием», похитил прекрасную Тару, жену возничего Индры. «Прославленный Индра» и другие боги пришли на помощь безутешному мужу. В яростной схватке с демонами боги — несмотря на своё грозное оружие — потерпели поражение и были вынуждены искать защиты у «верховного Божества». После этого на землю спустился сам прародитель всех богов; он положил конец войне и вернул Тару мужу. Затем Тара родила сына, красотой превосходившего всех богов. Исполненные подозрений, боги потребовали у матери ответа: чей это сын, законного отца или похитителя? Тара объявила, что мальчик является сыном Сома (Небесного Бессмертия), и назвала ребёнка Буда.
Рис. 16
Но всё это случилось гораздо позже. В древности причины для войн между богами были гораздо серьёзнее: первенство, а также обладание Землёй и её природными ресурсами. Учитывая количество детей Каш-Япы от разных жён и наложниц, а также отпрысков других богов, конфликт был неминуем. Господству Адитьи особенно противились Асуры, старшие боги, дети Каш-Япы, рождённые до появления на свет Адитьи. Имена этих богов выдают их явно ближневосточное, а не арийское происхождение (они похожи на имена главных богов Ассирии, Вавилона и Египта — Ашур, Асар, Осирис), и в индуистских мифах они в конечном итоге взяли на себя роль сил зла.
Зависть, соперничество и прочие причины разногласий в конце концов привели к войне, и на всей Земле, «прежде рождавшей хлеб без возделывания», начался голод. Древние тексты гласят, что для сохранения вечной молодости боги пили сому, или амброзию, которую орёл доставлял на землю из Небесной Обители и которую обычно смешивали с молоком. Боги также ели жареное мясо «телицы» (коровы) — самое желанное жертвоприношение. Но настали времена, когда запасы продовольствия оскудели. О том, к чему это привело, рассказывается в «Сатапата Брахмане»:
Боги и Асуры, дети Отца Богов и смертных, стали воевать за господство. Боги победили Асуров; но после они снова напали на них…
Боги и Асуры, дети Отца Богов и смертных (снова) стали воевать за господство. И в этот раз были побеждены боги. И Асуры думали: «Теперь-то нам одним принадлежит этот мир!»
И тогда они сказали: «Давайте же разделим мир между собою; а когда разделим землю, будем кормиться от неё». И вот разделили они землю от запада до востока».
Узнав об этом, побеждённые адитьи пришли просить Асуров, чтобы те поделились с ними ресурсами Земли:
Прослышав про это, боги сказали: «Асуры делят землю! Пойдём туда, где Асуры делят землю, потому как что бу дет с нами, если не достанется и нам часть земли?»
Поставив во главе себя Вишну, пошли они к Асурам.
Высокомерные Асуры согласились дать адитьи столько земли, сколько сможет накрыть Вишну своим телом… Но боги решили перехитрить Асуров и поместили Вишну в «ограждённое место», которое «могло двигаться в трёх направлениях», таким образом получив во владение три из четырёх регионов земли.
Тогда обманутые Асуры напали на богов с юга, и боги обратились за советом к Агни — «как навсегда победить им Асуров». Агни предложил манёвр, известный под названием двойного охвата. Боги начнут наступление из подвластных им регионов, сказал он, а «я обойду их с севера, а вы их вытесните отсюда; а когда закроете путь им, мы победим их». Одержав окончательную победу над Асурами, рассказывает далее «Сатапата Брахмана», «боги задумались, как им пополнить запасы»; именно поэтому во многих древних индийских источниках описываются войны за корову и пополнение запасов напитка сома.
Сражения велись на земле, в небе и даже в морских глубинах. Асуры, как рассказывается в «Махабхарате», построили себе три железные крепости в небе, откуда они атаковали три региона земли. Одни их союзники в войне против богов могли становиться невидимыми и сражаться невидимым оружием; другие совершали набеги на врага из подводного города, захваченного Асурами.
В этих битвах особенно отличился Индра («Ураган»). На земле он уничтожил девяносто девять оплотов Асуров, убив несметное количество их вооружённых сторонников. В небе он сражался на летающей колеснице с самими Асурами, прятавшимися в своих «заоблачных крепостях». В гимнах Ригведы перечисляются группы богов, а также отдельные боги, побеждённые Индрой: Сасуи, Дасуи, Навагва, Илибса, Суш-на, Намучи, Каранджа, Парнайя, Вангрида, Самбара.
Победив врагов в битвах и единоборствах и заставив их «на погибель бежать», Индра взялся за освобождение телицы. «Демоны» спрятали её внутри горы, которую охранял Вала (Окружающий). С помощью ангирасов, молодых богов, которые могли испускать божественное пламя, Индра прорвался в охраняемое убежище и освободил телицу. (Некоторые учёные, в частности Дж. Герберт в своей книге «Hindi mythology», утверждают, что Индра освободил или вернул богам не корову, а Божественный Луч, поскольку слово «го» на санскрите сочетало в себе оба эти значения.)
Смотрите также
Брак
Американская студентка приходит ко мне в кабинет и, пока мы беседуем, несколько
раз внимательно оглядывает мой стол. Прощаясь, она уверенно замечает:
– А семьи у вас нет, ведь правда?
– Как это не ...
Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации (ЧС) — это обстоятельства, возникающие в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или иных факторов, при которых наблюдаются резкие отклонения протекающ ...
Спорт
Спорт был частью уругвайской культуры от раннего начала
зарождения страны. Победители таких спортивных событий как Чемпионат мира по
футболу, Открытый чемпионат Франции, и на олимпийских играх , Ур ...