Ракеты Зевса и Индры
Культура в книгах / Войны богов и людей / Ракеты Зевса и Индры
Страница 7

Когда начались эти войны богов, Адитьи дали Агни («Проворный») имя Хотри и сделали своим «Предводителем». После него — некоторые тексты утверждают, что войны продолжались более тысячи лет, — армию богов возглавил Вишну («Деятельный»). Но когда борьба завершилась, о своём первенстве среди других богов заявил Индра, так много сделавший для победы в этой войне. Как и в греческой «Теогонии», первым шагом Индры на пути к верховной власти стало убийство отца. В Ригведе (кн. IV: 18,12) Индре задаётся риторический вопрос: «Кто сделал вдовой твою мать?» Ответ сформулирован тоже в виде вопроса: «Что за бог пожалел тебя, когда ты уничтожил отца, схватив (его) за ногу?»

За это преступление боги запретили Индре пить сому, тем самым угрожая лишить его бессмертия. Они «вознеслись на небеса», оставив Индру с освобождённой им тели цей. Но он «взлетел над ними с поднятым оружием Грома». Испугавшись грозного оружия, боги закричали: «Не надо!» — и согласились позволить Индре ещё раз отведать божественной пищи.

Индра стал первым среди богов, но вскоре у него появился соперник. Это был Тваштри, который в гимнах называется «Перворождённым» — этим фактом можно объяснить его притязания на божественный престол. Индра быстро поразил его Оружием Грома, которое когда-то изготовил для него сам Тваштри. Но тут в бой вступил Вритра («Преграждающий») — согласно некоторым текстам он был первенцем Тваштри, однако некоторые исследователи считают его искусственно созданным монстром, потому что он невероятно быстро вырос до огромных размеров. Сначала Индра потерпел поражение и бежал на край света. Когда все боги отвернулись от него, с ним остались лишь Маруты, числом двадцать один. У этих богов были самые быстрые летающие колесницы, которые, поднимаясь верх, «громогласно ревели, ветрам подобно, так что скалы тряслись и дрожали».

Поддержанный Марутами, Индра вновь вступил в бой с Вритрой. Древние гимны ярко и красочно описывают эту яростную схватку.

Земля тряслась, и все живое разбегалось при приближении грозных богов. И только Вритра оставался спокоен. Без страха ждал он могучего Индру.

И вида не было ужасней, когда сошлись на битву бог и демон. Метал снаряды Вритра острые свои, разил он жгучей молнией и громом, которые дождём лились. Но бог с усмешкой гнев его встречал; и сколько в Индру он орудий ни пускал, они, затупившись, прочь отлетали.

Когда у Вритры закончились огненные стрелы, Индра перешёл в наступление. Сверкали молнии, гремели оглушительные раскаты грома. Даже сами боги замерли от страха. Вся Вселенная наполнилась ужасом.

Выпущенные Индрой молнии были «изготовлены Тваш-тара рукой искусной» из божественного железа и представляли собой управляемые снаряды сложной конструкции, которые разили без промаха.

Упав на землю, «как стволы деревьев, подрубленные топором», Вритра лежал неподвижно, но и «не чуя рук и ног, бросал он вызов Индре». Тогда Индра нанёс ему последний удар, «ударом грома меж плеч его сразив».

Победа Индры была полной, но судьба распорядилась так, что её плодами воспользовался не он один. Когда Индра заявил о правах на престол Каш-Япы, вновь всплыли сомнения относительно его происхождения. Известно, что новорождённого Индру мать прятала от гнева Каш-Япы. Почему? Может быть, слухи о том, что настоящим отцом Индры был его старший брат Тваришти, имеют под собой основание?

Веды лишь частично приподнимают покров тайны. Тем не менее в них говорится, что великий бог Индра правил не один: ему пришлось делить власть с братьями Агни и Сурьей — точно так же, как Зевс разделил владения отца с Аидом и Посейдоном.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Смотрите также

Интересные факты
1 Население 3 323 906 человек (Санкт-Петербург 4 800 000) 2 Плотность 19 чел./км² Россия 8.4 чел./км² 3 Этнический состав Уругвая. 88% — выходцы из Европы, 8% — метисы, 4 % —афри ...

Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации (ЧС) — это обстоятельства, возникающие в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или иных факторов, при которых наблюдаются резкие отклонения протекающ ...

Заключение
Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл­линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от ан ...