Появление человечества
Культура в книгах / Войны богов и людей / Появление человечества
Страница 2

А если Библия представляет собой краткое изложение более подробных шумерских хроник, то нельзя ли использовать эти древние тексты для расширения и дополнения сведений о доисторических временах, содержащихся в Священном Писании?

И поскольку одна история является отражением другой, попробуем повнимательнее взглянуть в зеркало человеческой памяти и разобраться в этом удивительном повествовании.

Поведав о том, как Адам (буквально «земное существо») получил способность к размножению, Библия переходит от изложения событий, касающихся всей Земли, к рассказу о роде человеческом — об Адаме и его потомках.

«Вот родословие Адама», — читаем мы Ветхом Завете. И можно с уверенностью утверждать, что такая книга действительно существовала. Имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства дают основания предположить, что библейский Адам — это человек, которого шумеры называли Ада-пой, землянином, «доведённым до совершенства» Энки: «Он умудрил его разум, он открыл ему образ миров, мудрость дал он ему, вечной жизни он ему не дал».

Учёным удалось найти лишь фрагменты «Мифа об Ада-пе»; полной же версией этого предания, вероятно, была книга «родословия Адама», упоминаемая в Ветхом Завете. Ассирийские цари, по всей видимости, были знакомы с этим текстом, поскольку многие из них уверяли, что обладали той или иной добродетелью Адапы. Саргон и Сеннакериб утверждали, что они унаследовали мудрость, дарованную Адапе Энки; Синшаришкун и Эсархаддон гордились тем, что были рождены «по образу мудрого Адапы». Согласно надписи, оставленной Эсархаддоном, он установил в храме Ашура статую Адапы, а Ашурбанипал заявлял, что боги открыли ему секреты чтения и письма и что он даже может прочесть таблицы на шумерском языке и понять загадочные слова вырезанных на камне текстов, сохранившихся с допотопных времён.

Шумерские источники утверждают, что на нашей планете существовали как сельские поселения — жители в них занимались скотоводством и земледелием, — так и города, прежде чем их смыло с лица земли Всемирным потопом. В Книге бытия сообщается, что сын Адама и Евы Каин «был земледелец», а его брат Авель «пастырь овец». Затем, после того, как Каин был отправлен в изгнание «от лика Господня» за убийство Авеля, возникли первые города — поселения людей. «В земле Нод, на восток от Едема» у Каина родился сын Енох, и отец построил город и назвал его в честь сына. Затем в повествовании Ветхого Завета теряется интерес к Каину и рассказ обращается к представителю четвёртого после Еноха поколения его потомков, Ламеху.

И взял себе Ламех две жены:

имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.

Ада родила Иавала: он был отец живущих

в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал:

он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом

всех орудий из меди и железа.

В апокрифической «Книге Юбилеев», которая, как полагают учёные, была составлена во втором веке до нашей эры на основе более древних источников, содержатся дополнительные сведения о Каине: «Каин взял себе свою сестру Аван в жёны, и она родила ему Еноха в коние четвёртого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Откуда же взялась эта информация?

Долгое время считалось, что у этой части Книги Бытия нет аналогов или параллелей в месопотамских мифах. Но нам удалось выяснить, что это не совсем так.

Во-первых, мы обнаружили хранящуюся в Британском музее вавилонскую глиняную табличку (кат. № 74329, рис. 31), содержавшую, как было указано в каталоге, «неизвестный миф». Однако на самом деле это была вавилонская/ассирийская версия шумерской родословной потомков Каина, записанная ещё за 2000 лет до нашей эры!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Отражение японской культуры в японской лексикографии
Безусловно, наука о языке в той или иной стране отражает некоторые свойственные этой стране культурные представления и стереотипы. Особенно это заметно в тех странах, которые, как Япония, самостояте ...

Культура Руси в средние века
Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчест ...

К вопросу о национальном характере
Когда говорят о том или ином народе, часто используют понятие национальный характер.  Встречается оно и в работах по межкультурной коммуникации, при этом термин этот так до конца не определен ...