Искусство италиков
Культура в книгах / Искусство Рима / Истоки римского искусства / Искусство италиков
Страница 1

Народы Апеннинского полуострова, включая греков и этрусков, обычно называют италийцами. Проблема же италиков — более узкой группы племен — еще полностью не разрешена. Однако в двух ветвях италий­ских народов — латинской и умброоско-сабельской — различают в пер­вой латинян, сабинян, римлян, оказавшихся победителями, и во второй -покоренных римлянами близких латинянам пипенов, а также мессапои, умбров, осков, самнитов, лукаиов и ряд других более мелких племен. Италики создавали своеобразные памятники искусства. Наряду с проявлением эллинских и этрусских форм в них нередко выступали тер­ты примитива, дающего о себе знать в культурах, находящихся на срав­нительно ранней стадии развития. И все же в ранние периоды становле­ния римского искусства произведения италиков не могли не воздейство­вать на творчество латинян.

Самые ранние памятники италиков, датирующиеся вторым тысячеле­тием и началом первого тысячелетия — это преимущественно изделия ке­рамики со своеобразными формами сосудов и декоративными узорами, а также мелкая пластика — терракотовые и бронзовые статуэтки. На се­вере полуострова в ту эпоху преобладала керамика «апеннинской» куль­туры и «террамары» с простыми, в виде зигзагов и волнистых линий, украшениями, напоминающими орнаменты геометрического стиля. В ке­рамике племен, живших южнее Болоньи в XIV—XIII вв. до н. э., замет­ны связи с микенскими произведениями и чувство пластической формы выступает сильнее, нежели в северных областях, где отдавалось предпо­чтение декоративным узорам. Для периода виллановианской культуры характерны биконические урны, предшествовавшие появлению этрусских памятников.

Наиболее ранние глиняные, найденные в гробницах италиков IX— VIII вв. до п. э. статуэтки с подвесными конечностями и иногда с чашей в правой руке сходны с микенскими идолами. К тому времени на Апен­нинском полуострове определились две большие культурные силы — эт­руски на севере и греки па юге и в Сицилии, теснившие живших в центре полуострова, а также на территории Кампании и в восточной его части италиков. На италиков оказывали тогда воздействие как художест­венные образы этрусков, так и италийских греков, продукция которых, особенно керамика, несомненно ими приобреталась.

Архитектурные памятники италиков — жилые и общественные пост­ройки — большей частью разрушены. Их руины только сравнительно не­давно начали привлекать внимание исследователей. Образец фортификационного сооружения мессанов в Мандурии — городе, расположенном в 36 км от Таранто, — крепостная стена, сложенная из каменных блоков, сохранившаяся на 6—7 рядов в высоту и по системе кладки и лаконич­ности форм напоминающая стену Сервия Туллия в Риме. Рядом с ней обнаружен групповой некрополь италиков со множеством могил. Об ар­хитектуре италиков косвенно свидетельствуют также сохранившиеся эле­менты декора зданий, в частности глиняный, VII в. до и. э. антефикс, хранящийся в местном музее анулийского города Лучера. Изображением женского лица в центре распускающихся веером лепестков он напоми­нает этрусские антефиксы, которым, нужно думать, подражал мастер анулийского памятника.

Активная художественная деятельность в то же время отмечена у пиценов — племен, живших па востоке полуострова, на берегах Адриати­ческого моря, защищенных горами от этрусков, греков. Они создавали своеобразные рельефы, скульптуру, мелкую пластику, ювелирные укра­шения. На хранящейся в музее Пигорини каменной идите из Новилара (Пезаро) пиценский мастер врезанными линиями показал людей и жи­вотных, а также эпизоды боя, над сюжетными сценами обозначил колесо с четырьмя спицами и треугольником. В нижней части плиты он изобра­зил охотников, поражавших копьями зверей. Несмотря на обобщенность л предельный лаконизм средств, довольно отчетливо выражено торжест­во победителя в облике воина с копьем, а в других фигурах — пыл сра­жения. В стеле из Белланте (Терамо) из собрания Национального музея Неаполя, очевидно, являвшейся надгробным памятником, пиценский ма­стер стремился к более пластической характеристике. В мужской фигуре, одетой в короткий хитоп, с лицом и торсом анфас и ногами, показан­ными сбоку, он старался наметить бицепсы рук, объемность бедер и икр и даже черты лица. Примечательно, что мастер довольно отчетливо со­относил с формой чуть расширяющегося вправо камня позу человека, склоненного в ту же сторону, и пиценскую надпись, выцарапанную на камне и обрамлявшую фигуру.

На пиценском некрополе VII —VI вв. до н. э. в городе Капестрано (провинция Аквилла) были найдены особенно значительные монументальные памятники — статуя воина в полном вооружении и часть жен ского изваяния. Исполненная из желтовато-серого местного камня ста­туя VI в. до н. э. изображает спокойно стоящего воина, не делающего, в отличие от греческих куросов того же времени, шага вперед левой но­гой. Изваявший статую скульптор относился к тектонике камня и соот­ношениям масс иначе, нежели современные ему, изображавшие также надгробную мужскую фигуру греки. Он утрировал сильно выступающие массивные бедра, широкие плечи и показал согнутые в локтях руки. Оче­видно, из желания сделать изваяние более прочным мастер укрепил его с обеих сторон высокими подпорками, замыкающими статую с трех сто­рон, включая подставку внизу.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Становление римского искусства (VIII-I вв. до н. э.)
Республика оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая часть уцелевших памятников была ...

Спорт
Спорт был частью уругвайской культуры от раннего начала зарождения страны. Победители таких спортивных событий как Чемпионат мира по футболу, Открытый чемпионат Франции, и на олимпийских играх , Ур ...

Заключение
Мы рассмотрели все аспекты культурной, исторической экономической и других сфер жизни страну Уругвай. К этой стране у российского населения только начинает появляться интерес, мы попытались рассказ ...