Наши братья — неандертальцы
Культура в книгах / Предки ариев / Лидеры мирового развития / Наши братья — неандертальцы
Страница 16

На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились следы древних очагов, в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем — три очажка. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки.

Здесь было найдено более 500 кремневых орудий труда (остроконечники, рубильца, пластины), применявшихся около 100 тысяч лет назад, много костных остатков вымершей фауны Крыма. Среди животных, обитавших в то время в окрестностях Киик-Кобы и служивших предметом охоты, были мамонт, шерстистый носорог, зубр, пещерная гиена, дикая лошадь, большерогий и благородный олени, пещерный медведь, кабан, дикий осел (джигетай).

Всего по найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц.

В этом гроте Бонч-Осмоловский обнаружил погребение неандертальского человека (взрослой женщины) в специальной яме, выбитой в полу в скальном грунте. Скелет лежал в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме.

Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении.

Раскопки в Монте-Чирчео (100 км к югу от Рима) показывают еще более сложную картину отношения неандертальцев к умершим. Там была найдена пещера, в углу которой лежал глазницами вниз череп старой женщины.

Теменное отверстие расширено, возле черепа в днище пещеры видно отверстие, в которое вставлялась палка.

Многие ученые считают — череп старушки насадили на палку с той же самой целью, с которой мы можем повесить в доме портрет или фотографию бабушки. Памятование и поклонение, сложный ритуал, хотя и никак не погребение. Впрочем, что сделали с остатками трупа бабушки? Вполне вероятно, что съели…

В 1938 году открыли погребение в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Это погребение в той же степени интересно само по себе, что и скверно раскопано.

И найден там не мальчик, а девочка, и какое-то дикое объяснение смерти придумали, и вообще все было не так, как говорил А. П. Окладников.

По Окладникову, скелет мальчика лежал в мелком углублении, а вокруг черепа были воткнуты в землю рога горного козла, которые образовывали вокруг черепа мальчика что-то наподобие ограды.

Если же верить известному немецкому антропологу Ульриху, кости девочки и горного козла выложили в сложный узор. А до этого каменными орудиями счистили с них все мясо.

Недалеко от могилы были следы небольшого костра, который горел очень короткое время. Возможно, это был ритуальный огонь, имевший отношение к погребению.

В 1960 году известный американский антрополог и археолог Р. Солецки в пещере Шанидар (в Ираке) обнаружил окаменелости девяти неандертальцев. Здесь и был обнаружен неандерталец — сорокалетний калека, потерявший руку и правый глаз.

В его погребении обнаружено такое количество пыльцы растений, «которое превосходило всякое вероятие». Кое-где эта пыльца была в комочках, а рядом с некоторыми из них сохранились даже остатки частей цветка. Из этого был сделан вывод, что могилу забросали охапками цветов, собранных на склоне горы, представители той группы, к которой принадлежал умерший охотник.

Цветы в основном лекарственных растений… Трудно сказать, что именно породило культ цветов: лекарственные функции или их символика. Возможно, уже для неандертальца цветы на могиле символизировали сам процесс жизни и смерти. Свежие, они радуют глаз, вызывают сложную гамму эстетических чувств; потом их краски постепенно блекнут, лепестки начинают увядать и опадают; наконец соки, питающие жизнь цветка, улетучиваются, цветы умирают. Весь этот процесс — словно модель человеческого бытия, красивый и мудрый процесс. И это началось с неандертальцев…

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Смотрите также

Искусство Рима
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо­нента имеют в виду, когда говорят об «античном иск ...

Становление римского искусства (VIII-I вв. до н. э.)
Республика оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая часть уцелевших памятников была ...

Культура
Современная уругвайская культура разнообразна по своей природе, поскольку население страны является очень многокультурным. В стране впечатляющее наследие художественных и литературных традиций. Эт ...