Наши братья — неандертальцыСтраница 17
Интересно и важно, что найдены погребения именно поздних, классических неандертальцев. Прогрессивные, «атипичные» неандертальцы еще не хоронили покойников. Некоторые из уважаемых коллег предполагают, что просто их погребения пока не найдены… ведь возраст классических неандертальцев эпохи мустье — не более 70 тысяч лет. Тогда как возраст прогрессивных неандертальцев Рисс-Вюрма вдвое больше — не менее 100–130 тысяч лет.
Но, во-первых, если мы находим жилища прогрессивных неандертальцев и даже эректусов, то почему не сохраняются погребения? Какая-то мистика.
Во-вторых, прогрессивные неандертальцы изучены не так уж плохо. Если у них чего-нибудь нет, вряд ли это случайность.
В-третьих, если нет погребения в земле, это еще не значит, что нет погребального ритуала и обряда поминовения покойника. В Монте-Чирчео вон что сделали…
И Ульрих считает, что погребальному обряду столько же, сколько человечеству.
В-четвертых, классических неандертальцев в погребениях найдено больше, чем вне погребений. Для них быть погребенными стало так же или почти так же типично, как для нас с вами.
Большинство мустьерских погребений находится в пределах поселений, в основном в пещерах. Могильные ямы — неглубокие, неправильных очертаний, но часто вырыты или выдолблены специально для погребения. Это очень важная деталь — яму копали специально, чтобы положить в нее покойного.
Основной погребальный обряд — трупоположение на боку, со слегка подогнутыми в коленях ногами. Сверху погребение засыпалось землей или камнями. Там, где можно установить, погребенный обращен головой на запад или восток. В могилах находят минеральную краску охру, орудия и кости животных. В одних случаях считается, что все это могло попасть туда и случайно, из культурного слоя, а не в качестве жертвоприношений покойному (погребального инвентаря). Чаще всего так думают о погребениях, которые копались давно и небрежно, не на уровне современной методики.
В других случаях погребальный инвентарь в погребение явно положен намеренно — как видно в Шанидаре и Киик-Кобе.
Сам факт ставших системой погребений с инвентарем и строгой традицией трупоположения говорит сразу о многом.
О том, что связь умерших с родовой общиной сохранялась и после смерти. О том, что «своего» любили, что он и после смерти требовал заботы и почитания. О том, что неандерталец отлично понимал свое отличие от других животных. О том, что в сознании неандертальца существовали какие-то представления о «жизни после смерти».
О том, что была уже вера во «что-то».
О том, что неандерталец считал необходимым совершать сложные иррациональные действия.
Наверняка за десятки тысяч лет и на огромном пространстве применялись совсем разные ритуалы. Говорились разные слова и на разных языках, совершались разные действия. Но вот что поразительно: все найденные в погребениях неандертальские костяки положены в одной и той же позе. Поза спящего… Поза ребенка в утробе матери… Ее уж точно придавали трупу сознательно и преднамеренно. Не с тех ли пор в сознании человека отождествляются сон и смерть, смерть и брачная постель?
И еще одно: все покойники и во всех погребениях расположены головой на восток или на запад. Нет ни одного случая расположения трупа головой на север или на юг. Так везде: в Западной Европе, в Крыму, в Палестине, в Средней Азии.
Почему?! А. П. Окладников считал, что это показывает: у неандертальцев существовал некий «солнечный культ».
«Существенно одно, — писал А. П. Окладников, — неандерталец уже убедился, что мертвец не просто „спящий“, что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем по отношению к живому человеку. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застигала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как попало, не как пришлось, а в определенном направлении — головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о „жизни за гробом“».
Смотрите также
Брак
Американская студентка приходит ко мне в кабинет и, пока мы беседуем, несколько
раз внимательно оглядывает мой стол. Прощаясь, она уверенно замечает:
– А семьи у вас нет, ведь правда?
– Как это не ...
Заключение
Римское
искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой. Оно
может быть определено как явление переходного периода от одной художественной
системы к другой, как мост от ан ...
Становление римского искусства (VIII-I вв. до
н. э.)
Республика
оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества
того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая
часть уцелевших памятников была ...