Новые лидеры мира
Культура в книгах / Предки ариев / Лидеры мирового развития / Новые лидеры мира
Страница 7

Нигде, кроме «эпицентра» плейстоценового «запада», Западной Европы, не прослеживается столь же древняя традиция наскальной живописи.

Академик А. П. Окладников буквально болел идеей найти в Сибири живопись «не хуже», чем в Европе. Найти бы… Сразу докажешь, что Россия — родина слонов и ничем не уступает буржуйским странам. И докажешь, конечно, свое умение неукоснительно находить то, что нужно партии и правительству.

Находка палеолитической живописи в Сибири была бы для Окладникова повторением его «подвига» с находкой неандертальца из Тешик-Таш.

…Не нашел.

Раз вроде стукнуло сердце: в монгольской пещере Хойт-Цэнкер нашли образцы пещерной многоцветной живописи!!!

Но, во-первых, далеко не все ученые согласны с датировками пещеры. Вполне возможно, что рисункам не 14–15 тысяч лет, а «всего» 8–9.

Во-вторых, достаточно сравнить слабые, скверно выполненные настенные росписи Хойт-Цэнкер в Монголии и даже самые ранние и архаичные образцы пещерной росписи Франции, Испании или Италии. И все сразу же станет предельно ясно: Хойт-Цэнкер несопоставима с палеолитическими пещерами Европы ни по возрасту, ни по качеству живописи.

В «эпицентре» палеолитического «запада» использовано множество пещер. И в Монголии, и на Енисее пещер очень много, но в плейстоцене никто не использовал их стены для живописных панно.

Причем многоцветная живопись появляется во всем мире, и явно без прямого влияния верхнего палеолита Европы, 6–4 тысячелетий назад начинают рисовать индейцы Южной Америки. По их рисункам ученые восстанавливают животный мир этого континента.

В Австралии наскальная живопись возникает на рубеже плейстоцена и голоцена.

Многоцветная живопись Бхимпетки в Центральной Индии по ряду параметров очень напоминает пещерную живопись плейстоцена Европы, но она значительно позднее.

В урочище Нгомокурира в Зимбабве сохранились изображения шести зебр. Аллюр этих животных очень похож на бег знаменитых «китайских лошадок» из Ласко. Стиль один, но зебры из Нгомокурира исполнены от 6 до 3 тысяч лет назад.

Многоцветная живопись бушменов в Южной Африке тоже напоминает палеолитическую. И живопись в горах Ахаггара в Сахаре. Но и всем этим образцам самое большее 5–6 тысяч лет. А европейской пещерной живописи — не менее 30 тысяч лет!

То же можно сказать и обо всех образцах «писаниц» Сибири и Северной Америки, наскальной живописи австралийцев — все они несравненно моложе.

Можно смело сказать, что сложные образцы палеолитического искусства и развитие живописной традиции есть только там, где есть европейский верхний палеолит. Причем искусство верхнего палеолита прямо вырастает из искусства среднего и нижнего палеолита все той же Европы неандертальцев… но именно при сапиенсах в Европе происходит взрыв. Осколки этого взрыва долетают до села Мальты в Иркутской области, а может быть, и до Забайкалья.

А во всех остальных областях Земли никакого взрыва не происходит. Туда только долетают осколки чужого культурного взрыва. Схематизация живописи

Только на материале пещерного искусства «запада» прослеживается многовековой процесс совершенствования художественной традиции, процесс схематизации, создания условных, почти «беспредметных» образцов живописи.

Достаточно посмотреть, как схематизируются образы в пещерной живописи Европы. Для понимания того, что вот именно эта закорючка есть олень, лошадь или женщина, нужно принадлежать к определенной культуре.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Национально-культурные особенности английского и русского коммуникативного поведения в экспрессивных речевых актах
Как и стратегии дистанцирования, стратегии сближения также связаны с определенными речевыми актами. В данном случае это, главным образом, экспрессивные РА: благодарность, извинение, приветствие, п ...

История египтологии
В наше время египтология переживает пик популярности. Отде­ления египтологии существуют во многих университетах почти всех развитых стран мира. В 1999 году, например, раскопки в Египте ...

О языковой картине мира японцев
Вопрос об особенностях так называемых национальных языковых картин мира, как мы видели в предыдущей главе, не всегда ставится корректно и часто связывается с ненаучными спекуляциями, о чём шла речь. ...