Новые лидеры мира
Культура в книгах / Предки ариев / Лидеры мирового развития / Новые лидеры мира
Страница 8

Значок «олень» — это такая же условность, как буква «а» или китайский иероглиф. Могли ли эти значки использоваться для обозначения неких абстрактных понятий?

А почему бы и нет…

Могли ли древние обитатели Европы создать письменность?

По крайней мере, они вплотную подошли к ее созданию. А может, и правда писали. Кто мог им помешать выдавливать на бересте те же значки, что мы видим на стенах пещер, и придавать этим значкам понятное для всех значение? Пещерная живопись и религия

Палеолитический человек рисовал для удовольствия? Это он так радовался жизни? Французский исследователь палеолита А. Бегуэн еще в начале XX века высмеял кабинетные построения. Он пригласил их авторов поползать вместе с ним по пещерам, где таятся древнейшие произведения живописи и графики. Все они малодоступны…

В пещеру Фонт-де-Гом приходится протискиваться через узкую щель, в Нио — ползти больше полукилометра по низкому ходу, в Ток-д'Одюбер — проплыть по подземной реке и подняться по узкой трубе, в Пасьеге, наоборот, спуститься в отвесный колодец… То же можно сказать и о новейших находках… И о пещере Коске, и о Каповой пещере на Урале, куда надо идти долго и трудно. Создавая рисунки для своего удовольствия, человек выбрал бы другие места — доступные, заметные, может быть, освещенные. Художник, желающий увековечить некое событие, не стал бы рисовать зверей поверх старых изображений…

Нет, для наших далеких предков гравировки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры.

По мнению ученых Франции, в древнекаменном веке человек в пещерах искал контакта с миром духов, которые казались ему совершенно реальными. На мой взгляд, неплохо бы уточнить — как могли выглядеть те, к кому обращался человек, чем они могли заниматься в глубинах пещер, какого рода беседы могли бы вести со своими почитателями…

Действительно, как представляли себе богов и духов первобытные язычники? Кто они были, их боги? Воплощения сил природы, персонификации тех сил, с которыми сталкивался первобытный человек, могут быть представлены в виде очень различных существ. Их облик, имена и характеры, скорее всего, мы не узнаем никогда, в отличие от греческих богов, обитателей Олимпа.

Вероятно, это были духи-воплощения конкретных мест… Чем необычнее и чем «сильнее» проявляло себя место — погодой, минерализованной водой, открывающимися видами, тем необычнее и «сильнее» и дух, воплощающий в себе особенности этого места.

В более поздние времена появлялись и языческие боги, воплощавшие в себе целые природные силы или даже общественные явления — как Посейдон олицетворял собой все море, а Меркурий отвечал за торговлю.

Можно долго и бесплодно спорить, существуют ли эти духи и боги в действительности или же они — только названия сил природы, которые человек давал им от своей слабости, от непонимания настоящих законов жизни природы. Правда, это очень сомнительно — первобытный человек, который якобы так уж боялся и не понимал окружающего мира, от собственных страхов сочинял сказки про духов… Вот это-то наверняка в лучшем случае сильнейшее преувеличение!

Более интересно другое… Ученые давно заметили, что все места поклонения богам и духам находятся или ниже, или выше той поверхности земли, на которой идет повседневная жизнь человека. Не случайно ведь шаманы делили мир на три области: нижний мир, населенный чудовищами, верхний мир, населенный призрачными существами, и средний мир, где живем мы с вами. Шаманы не делали различий между существами нижнего и верхнего мира.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Воззрения японцев на язык. Языковые мифы
В данной главе рассматриваются массовые представления японцев (как обычных людей, так и многих профессиональных лингвистов) о своем языке. Языковые мифы и предрассудки отражаются не только в бытовых ...

Мифы и религия древнего Египта
...

Искусство Рима
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо­нента имеют в виду, когда говорят об «античном иск ...