Новые лидеры мира
Культура в книгах / Предки ариев / Лидеры мирового развития / Новые лидеры мира
Страница 10

Интересно сравнить это погребение с погребениями на позднепалеолитическом поселении Сунгирь, недалеко от Владимира, одно из которых располагалось в жилище. Вероятно, на месте его центрального очага. Дно каждой могилы освящалось огнем (вспомним о животворящем значении огня в палеолите), а затем покрывалось ярко-красной охрой, на которую укладывался умерший в праздничной, богато украшенной одежде, сопровождаемый разнообразным погребальным инвентарем — орудиями труда и произведениями искусства.

Такой же обряд погребения засвидетельствован и далеко на Западе, в окрестностях Ментоны: сложный ритуал, богатая одежда погребенного, обилие украшений из раковин и зубов. После этого могила снова засыпалась охрой.

В одной из могил Сунгиря, что находилась в центре жилища, обнаружено необычное ритуальное погребение — два скелета подростков, девочки 7–8 лет и мальчика 12–13 лет, лежащих голова к голове (так же, как это изображено на двойной статуэтке из другого палеолитического местонахождения — Гагарина).

В могилу положены два длинных копья, одно из них принадлежало девочке. На груди мальчика лежала скульптура лошади, под левым плечом — скульптура, мамонта, у рта и пояса — кости пещерного льва. Захоронение подростков, видимо, произведено одновременно.

Все свидетельствует о большом внимании, которое уделялось погребениям подростков обоего пола, о стремлении сохранить их возможно ближе к средоточию общинной жизни — очагу.

Среди находок в Сунгире — и солнечные знаки, любовно вырезанные из кости. И не просто диски, нет! Это самые настоящие колеса, солнечные знаки, изображенные в движении. Бегущие по небу колеса солнца…

Погребения говорят о возможном культе животных, быть может, о тотемической связи с ними или иной форме первобытного анимализма, о культовом значении огня и охры — символов возрождения. Истоки этих явлений прослеживаются еще с мустьерского времени.

Погребение мужчины из Костенок 11 представляет собой сооруженную из костей мамонта погребальную камеру, пристроенную к стене жилища. Труп был связан и посажен в центре камеры. После погребения жилище, вероятно, было покинуто обитателями. И здесь — стремление сохранить покойника, возможно, не рядового члена общины, в непосредственной связи с жилищем.

Погребение мужчины в связанном состоянии обнаружено и в Костенках 14. Снова налицо восходящее еще к мустьерской эпохе двойственное отношение к погребаемым. Их окружали почитанием и вместе с тем стремились обезвредить, рассматривали как существа, потенциально опасные для живых. Все это — вплоть до оставления жилища, где произошла смерть, — хорошо известно и этнографии. Да и из нашего собственного отношения к мертвецам.

…Только вот вне Европейской приледниковой зоны нет таких же по богатству инвентаря и обряда погребений. Нет, и все. Они появятся, но на десятки тысяч лет позже, чем появились в Европе. Культовые места

В верхнем палеолите известно много погребений черепов. Наиболее впечатляющим часто называют захоронение черепа молодой женщины из Мас-д'Азиль (Франция). Культовый характер памятника несомненен. Череп лишен нижней челюсти, а в левую глазницу вставлена костяная пластина. Вероятно, такая же пластина была вставлена и в правую глазницу, но она не сохранилась. Как полагают специалисты, пластины предназначались для того, чтобы «оживить» череп, усилить впечатление заключенной в нем жизни: череп как бы смотрит.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Искусство Рима
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо­нента имеют в виду, когда говорят об «античном иск ...

Брак
Американская студентка приходит ко мне в кабинет и, пока мы беседуем, несколько раз внимательно оглядывает мой стол. Прощаясь, она уверенно замечает: – А семьи у вас нет, ведь правда? – Как это не ...

Мифы и религия древнего Египта
...