Звери нового оледенения
Культура в книгах / Предки ариев / Лидеры мирового развития / Звери нового оледенения
Страница 4

Конечно же, это очень интересные мнения. Но вот насчет ловушки можно сказать сразу и четко: не было никаких ловушек. То есть долгое время писали и говорили о ловчих ямах на мамонтов — не мог же дикий человек с каменными орудиями охотиться на такого крупного зверя! В книжке Покровского подробно описано, как древний человек копает такую ловушку, как ловит мамонта и убивает его, причем один из охотников проваливается в яму и мамонт его растоптал.

А Виктор Михайлович Васнецов по заданию Исторического музея в Москве написал прекрасную картину «Охота на мамонта». Написана она в 1885 году, но до сих пор воспроизводится в учебниках и популярных книжках. Это прекрасная картина. Она очень хорошо сделана, и, кроме того, на ней изображено все «как полагается». Тут и мамонт в огромной яме, и пораженный его бивнями охотник, которого подруга держит за руку. И толпа диких «палеолитиков», которые забрасывают мамонта камнями. Вот пожилой воин с диким криком кидает громадный камень в мамонта. Шкуры, в которые завернуты люди, развеваются, камни летят, мамонт ревет, раненый лежит с искаженным от боли и страха лицом… Все, как представляли в конце XIX века.

Вот только одна беда: мамонт жил исключительно в тех местах, где была распространена вечная мерзлота… Было бы, наверное, жестоко отвезти Васнецова в современную Якутию и попросить его выкопать яму для мамонта, пусть даже железной лопатой. Нехорошо было бы издеваться над этим достойным человеком. Но желание такое у меня появляется всякий раз, когда я смотрю на его картину, грешен.

Кстати, и кровля у этих «ловушек» какая-то странная: не плоская, замаскированная под поверхность земли, а вертикальная, двускатная — как у избы и у любого деревянного дома. Очень загадочная «ловушка».

Про жилища… жилища из костей мамонта хорошо известны. Раскопали их уже несколько тысяч по всей Европе, и еще в Мальте, Бурети и на Ачинской стоянке. Но все эти жилища — округлые или овальные. Ни у одного такого жилища нет вертикальных ровных стен и двускатной крыши.

Ни разу ни один мамонт не нарисован на фоне жилищ — таких, какими их знают археологи. А вот рисунков, в которых мамонт изображается на фоне схематично изображенной избы, известно несколько.

Известен и рисунок бизона на фоне такой же конструкции.

Что характерно — и шерстистых носорогов, и эласмотериев тоже изображают на стенах пещер. Громадный это был зверь и грозный, шерстистый носорог! В две тонны весом, с двумя рогами — причем передний до метра длиной.

Постоянной охотничьей добычей он не был — водился мелкими группами, и уж очень опасен. Но впечатление зверь производил, носорогов постоянно рисовали.

Эласмотериев рисовали меньше… Видимо, эти животные сохранялись только в очень небольшом количестве и по большей части там, где тепло. Известны рисунки эласмотериев из пещер в Испании и в Каповой пещере на Урале.

Есть мнение, что именно эласмотерий послужил прототипом для мифического единорога. Если это так, то получается, что память о зверях плейстоцена дожила до времен намного более поздних. Или это все же дожила не только память, но дожили и сами звери? Позже мы увидим, что вовсе не все животные времен Великого Оледенения вымерли.

Но носорога никогда не рисовали на фоне «дома-ловушки». Почему бы? Дорогой читатель! Охотно открою тебе один секрет: я бы многое отдал за удовольствие это узнать. Но я не знаю. И никто на земле тоже не знает. И дикого быка — тура тоже на фоне «ловушек» не рисовали.

С туром связана другая загадка… Дикие животные вообще чаще одноцветные. Пятнистые или в яблоко — обычно домашние животные. Ведь для домашних животных нет необходимости приспосабливаться к цвету природных ландшафтов, по этому признаку отбор не идет, и человек его тоже не производит.

Известно и какого цвета туры… Они черные, с белой полосой вдоль хребта. И с длинными прямыми рогами.

А коровы… вернее, турицы и телята — рыжие.

Так выглядят туры на рисунках средневековых книжников. Такими описывали их, пока туры водились в Европе — то есть до начала XVII столетия. Такую окраску имеют туры, «восстановленные» немецкими учеными — братьями Лутцем и Гейнцем Хек.

Лутц Хек занимал должность директора Берлинского зоопарка, Гейнц — мюнхенского. В этих зоопарках в 1920 — 1930-е годы проводились работы по восстановлению животных с обликом предков — диких лошадей, диких быков-туров, зубров. Наука многим обязана умным и активным братьям Хек.

Берлинское стадо восстановленных туров погибло во время войны. Мюнхенское стадо живо до сих пор. Оно состоит из черных и густо-рыжих зверей…

Такого же цвета и большинство туров на рисунках людей палеолита. Но только большинство… Потому что в нескольких случаях изображаются коровы… пятнистые.

В точности как домашний скот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Культура Руси в средние века
Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчест ...

Спорт
Спорт был частью уругвайской культуры от раннего начала зарождения страны. Победители таких спортивных событий как Чемпионат мира по футболу, Открытый чемпионат Франции, и на олимпийских играх , Ур ...

К вопросу о национальном характере
Когда говорят о том или ином народе, часто используют понятие национальный характер.  Встречается оно и в работах по межкультурной коммуникации, при этом термин этот так до конца не определен ...