Политические бредни и реальность
Культура в книгах / Предки ариев / Политически некорректная история нордической расы и арийской культурной общности / Политические бредни и реальность
Страница 1

От науки к идеологии

Людям свойственно приукрашивать и возвеличивать самих себя. Европейцы вряд ли хуже всех остальных, но возможностей у них было больше. В XVIII веке молодая европейская наука охотно объясняла, почему европейцы даже и биологически превосходят всех остальных.

Знаменитый основатель палеонтологии Кювье писал про чернокожую расу: «ее характерная морда и огромные губы сближают ее с обезьянами»; о «желтой расе» писал, что ее общества не способны к развитию и только «белая раса» — хорошая. Благодаря «красоте овала, образующего ее голову».

Для создателя позитивистской философии Огюста Конта тоже само собой разумелось, что авангард и элиту человечества составляют народы Европы. Он всерьез считал осмысленным изучение предков только белой расы. Исследовать же историю азиатов и негров, по мнению Конта, бессмысленно и даже вредно.

Философы немецкой классической школы, особенно романтики (Гердер, Фихте), полагали, что каждый народ обладает своим собственным специфическим гением или духом, запечатленным в глубоком прошлом.

Ведущий философ этой школы, Гегель, учил об «абсолютном духе», который в разные эпохи пребывает в разных странах. Был он в Древнем Египте, переселился в Древнюю Грецию, потом в Древний Рим, во Францию и, наконец, обрел себе новую родину в Пруссии. Прусская монархия соответственно — воплощение абсолютного духа.

Но Фихте и Гердер считали: каждый народ обладает не абсолютным духом, а своим собственным. Этот дух народа должен выразить себя в национальном духе (Volksgeist). Национальный дух, согласно их философии, является сверхсилой и обладает собственной духовной вселенной, чья внешняя форма проявилась в национальной культуре.

А тут идея происхождения человека от животных предков, идея развития самого человека!

На стыке иррационалистических учений и науки в 1850-е годы в самых развитых странах Европы сложилась расово-антропологическая школа. Лицо школы определяют французы Ж. А. Гобино и Ж. Лапуж, британцы Ф. Гальстон, К. Пирсон, X. Чемберлен.

Жозеф Артюр де Гобино происходил из знатной французской семьи и родился в частном доме родителей близ Парижа в 1816 году. Социолог, антрополог, писатель и публицист, он четверть века, с 1849 по 1877 год, находился на дипломатической работе. Жозеф Артюр де Гобино написал несколько исследований по истории и этнографии Востока, которые принесли ему известность и ученые степени, а также несколько художественных и публицистических книг. Пока было можно, на русский язык перевели «Век возрождения» (1913), «Кандагарские любовники» (1923) и «Великий чародей» (1926). Кое-что напечатано в журнале «Земля и люди» за 1905–1906 годы. Между прочим, книги очень неплохие, а что их колорит устарел — так это касается и Киплинга.

В своем главном труде «О неравенстве человеческих рас» (1853–1855) де Гобино отстаивал идею, согласно которой три основные расы имеют разные способности и разный творческий потенциал. Белая раса — самая способная к творчеству. Она постоянно развивается и стремится расширить свое влияние. Это вызывает напряжение у других рас, и борьба рас становится движущей силой развития народов. Плохо то, что белая раса при распространении по земному шару и в ходе борьбы смешивается с более низкими расами, а это ведет к снижению ее способностей и культуры.

По его мнению, белая раса «миновала эпоху богов, когда ее расовый тип был абсолютно чист. Эпоху героев, когда смешения были умеренны по количеству. Эпоху дворянства, когда еще великие способности не освежались из иссякших источников, он пришел более-менее быстро к окончательному смешению всех своих начал. <…>Отныне белый вид исчез с лица земли».

С точки зрения Гобино, самой творческой частью белой расы является ее германская ветвь, которую он упорно называл слишком знакомым термином: «арийская»; по его мнению, этой-то ветви предстоит создать культурную элиту человечества. Как?! А путем евгеники, отбора самых творческих и в то же время расово «правильных» людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Культура Руси в средние века
Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчест ...

Культура
Современная уругвайская культура разнообразна по своей природе, поскольку население страны является очень многокультурным. В стране впечатляющее наследие художественных и литературных традиций. Эт ...

Искусство Рима
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо­нента имеют в виду, когда говорят об «античном иск ...