Катастрофа, вызов и ковчег
Культура в книгах / Ноев ковчег и Свитки Мертвого моря / Катастрофа, вызов и ковчег
Страница 3

Другой очевидец оставил нам описание несколько фаз катаклизма, за которым наблюдал из точки ниже деревни. Он работал в саду в нескольких верстах (русская мера длины — чуть больше 3500 футов, т. е. в полутора-двух милях) ниже деревни со стороны равнины. С ним были жена и дочь. К вечеру вернулись два сына и рассказали о скоте. Два всадника, возвращавшиеся в деревню, перебросились с ним парой слов и продолжили свой путь. Солнце опускалось за горы, и он вместе с семьей уже собирался отправиться домой. В следующее мгновение земля резко заходила у них под ногами, и они упали. Похожие на взрывы и грохотание грома звуки усилили охватившую их панику. Из ущелья в их сторону подул ураганный ветер, сметая на своем пути все незакрепленные предметы. Над ущельем поднялось огромное облако пыли, увенчанное над верхним концом ущелья тучей черного дыма. После короткой паузы толчок повторился, но на этот раз со стороны деревни на них порывисто двинулась грохочущая темная масса. Она настигла и полностью пог/ютила двух всадников. Затем та же участь постигла и сыновей очевидца. Темная масса покатилась к садам, разбиваясь о каменные заборы участков. Вокруг несчастных крестьян запрыгали, грохоча, большие камни, один из них упал на поверженного свидетеля, свалился с него и придавил его накидку. С трудом освободившись от камня, он сумел поднять потерявшую сознание жену и дочь и понес их по содрогавшейся земле. После каждого толчка они слышали треск и похожие на взрывы громкие звуки, исходившие из ущелья. К ним присоединились другие люди, бежавшие из соседних садов, и все вместе они стали пробираться в сторону Аралыкха. Лишь к утру они добрались до него. Всю ночь продолжались периодические толчки, сопровождавшиеся постепенно стихавшим грохотом. За описанным катаклизмом 24 июня последовал новый, едва ли менее жестокий. На этот раз из ущелья вырвался мощный грязевый поток, как если бы прорвало гигантскую плотину. К основанию горы вынесло каменные глыбы и огромные куски льда, а сель вытянулся на тринадцать миль. От поглощенных им садов и полей не осталось и следа, а река Карасу была временно запружена вязкой грязью».

«Остается только удивляться, — замечает Линч, описывая трагическое происшествие, — той силе, которая смогла расколоть массивное основание горы и разверзнуть глубокое ущелье с выходом на равнину».

Посетив четыре года спустя (в 1844 г.) место страшного катаклизма, Абих обнаружил, что огромные кучи валунов, разбросанные по базальным склонам, берут начало в верхней части ущелья, нависающей над пропастью. Поразительно, но он нашел и место на левой стене, чуть ниже снежной шапки на вершине, откуда свалился самый большой из обломков скалы, имеющий у основания 285 футов в окружности и 45 футов в высоту. Линча и его команду, посетивших гору в 1893 г., расположение этих обломков повергло в изумление.

«В результате землетрясения, — объяснял Линч, — ограничивавший верхний конец ущелья гребень удлинился в два раза. Так же заметно увеличилась и глубина пропасти, особенно с восточной стороны. Вершина осталась неповрежденной, но структура горы с тех пор обнажена до самой сердцевины…»

Брайс рассказывает о «страшном порыве ветра», сопровождавшем землетрясение, о

Брайс рассказывает о «страшном порыве ветра», сопровождавшем землетрясение, о «стане курдов на верхнем пастбище» и также упоминает «глубокую бездну» на северо-восточном склоне, которая «достигает самого сердца горы». По словам Паррота, последствия землетрясения 1840 г. и последовавшего затем схода лавины были видны даже на Каспийском море, в Персии и Ереване.

Когда все уже кончилось и земля перестала содрогаться, не было найдено и следа Старой Аргхури. Дальнейшее исследование показало, что стены домов сложились вовнутрь, а плоские крыши рухнули, словно под колоссальным весом. Исчезли и монастырь, и небольшая аркада из тесаного камня, в которых, — по словам полковника Александра Коора («Археологические раскопки и данные. Гора Арарат и окрестности») — хранились античные реликвии «эпохи Ноя вместе с древними рукописями и книгами».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

К вопросу о национальном характере
Когда говорят о том или ином народе, часто используют понятие национальный характер.  Встречается оно и в работах по межкультурной коммуникации, при этом термин этот так до конца не определен ...

Брак
Американская студентка приходит ко мне в кабинет и, пока мы беседуем, несколько раз внимательно оглядывает мой стол. Прощаясь, она уверенно замечает: – А семьи у вас нет, ведь правда? – Как это не ...

Люди в лодках
Если речь идет о загадочном острове Пасхи, ни один человек не обладает полными и достоверными знаниями о нем. Отец Себастьян Энглерт ...