Катастрофа, вызов и ковчегКультура в книгах / Ноев ковчег и Свитки Мертвого моря / Катастрофа, вызов и ковчегСтраница 2
Другая греческая легенда привязана к месту расположения храма бога Олимпа Зевса, к тому самому месту, где гиды показывали «еще во II веке нашей эры» некую «щель» в земле, в которую — уверяли они любознательных путешественников — «стекли воды потопа».
Мы не готовы сказать, связана ли эта примечательная история каким-либо образом с горой Арарат и с утверждением в Книге Бытия (8, 3) о том, что «вода постепенно возвращалась с земли» (напомним, что в описании Моисея с началом потопа «разверзлись все источники великой бездны» — Быт., 7, 11). Определенно можно сказать лишь то, что глубокая расселина обезобразила северный склон горы задолго до 1840 г., но нельзя с уверенностью говорить, за сколько столетий это произошло до указанной даты.
На склоне Арарата, у устья чудовищной щели и непосредственно на пути надвигавшегося бедствия располагалась древнейшая армянская деревня Аргхури (Ахо-ра). Джеймс Брайс сообщает, что (согласно армянским преданиям) именно в Аргхури воздвиг Ной жертвенник и сделал жертвоприношение после того, как покинул ковчег и благополучно спустился с горы вместе с семьей и всякого рода животными. И именно в Аргхури патриарх посадил свой виноградник и перепил вина. Жители деревни, говорит Брайс, очень дорожат древней ивой, согнувшейся от возраста и воздействия стихий в долгие зимние месяцы, выжившей в одиночестве над деревней, — «редким деревом на горе, почти лишенной растительности». Согласно их преданиям, дерево выросло из толстой доски ковчега, пустившей корни, и они воспринимают дерево как священный объект, который следует беречь, и не позволяют даже отломить от него хотя бы одну веточку.
Это поселение обязано своим существованием ручью, текущему из устья расселины и питаемому таящим снегом и льдом. Деревня располагалась у открытого выхода из узкого ущелья, где впадина выравнивается и переходит в основание горы.
Церковь и большая часть деревни находились на правом берегу потока; на левом берегу, напротив церкви, возвышалась квадратная крепость, сооруженная из глины. На ближайшем холме был построен дворец для русскою сирдара (начальника или владыки) Еревана. Деревня славилась виноградниками и абрикосовыми садами.
Церковь, якобы построенная на месте алтаря Ноя, датируется VIII или IX веком. Невдалеке от нее находился вход в расселину. После трудного двухмильного путешествия по скалистой лощине попадаешь в маленький монастырь Св. Иакова, сооруженный на краю естественной террасы в нескольких сотнях футов над дном расселины и выходящий на правый берег ручья.
В том месте расселина имела глубину от 600 до 800 футов, и, согласно Парроту, монастырь находился на высоте около 6394 футов. Именно там он устроил свою штаб-квартиру в 1829 г. Монастырь состоял из церкви, территория которой была обнесена стеной, сада и келий монахов. На высоте примерно в 200 футов над монастырем, на том же берегу на краю пропасти был сооружен крошечный алтарь из обтесанного камня. Там же находился один из «редких ключей» Арарата.
По мере продвижения в глубь пропасти ее стены становятся все отвеснее, а бездна — все глубже, и через две с половиной мили от монастыря натыкаешься на почти перпендикулярную скальную стену, которая поднимается к «снежному куполу».
Несчастье случилось неожиданно. Линч описывает его в своей книге «Армения», опубликованной в Лондоне в 1902 г.:
«Вечером 20 июня 1840 г. страшное землетрясение сотрясло гору, и не только алтарь и монастырь, но и вся деревня Акхури (Аргхури, или Ахора) были сметены с лица земли. Очевидец, пасший скот на покрытом травой склоне над ущельем, рассказал нам, что внезапное движение земли сбило его с ног и он упал на колени, но не смог удержаться и в таком положении и после повторных толчков свалился на спину. Вблизи от него треснула земля, и жуткий грохот оглушил его. Когда же он осмелился посмотреть вверх, то увидел над лощиной лишь огромное красноватое облако пыли. Возобновились толчки и треск, а он лежал, растянувшись на земле и ожидая смерти. В конце концов, грохот стих, и он взглянул на ущелье. Сквозь пыль он различил в провале темную массу, но не мог понять, из чего она состояла. Солнце село; огромное облако покинуло долину. Когда в наступивших сумерках он вместе со скотом стал спускаться по склону, то не увидел в пропасти ничего, кроме некой темной массы.
Смотрите также
Out of doors
Дойдя до этой финальной главы, я поняла, что еще о многом не успела рассказать.
Особенно о том, что составляет жизнь американской семьи за пределами ее дома, или,
как здесь говорят, out of doors . ...
К вопросу о национальном характере
Когда говорят о том или ином народе, часто используют понятие национальный
характер. Встречается оно и в работах по межкультурной коммуникации, при этом
термин этот так до конца не определен ...
Заключение
Римское
искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой. Оно
может быть определено как явление переходного периода от одной художественной
системы к другой, как мост от ан ...