Катастрофа, вызов и ковчег
Культура в книгах / Ноев ковчег и Свитки Мертвого моря / Катастрофа, вызов и ковчег
Страница 2

Другая греческая легенда привязана к месту расположения храма бога Олимпа Зевса, к тому самому месту, где гиды показывали «еще во II веке нашей эры» некую «щель» в земле, в которую — уверяли они любознательных путешественников — «стекли воды потопа».

Мы не готовы сказать, связана ли эта примечательная история каким-либо образом с горой Арарат и с утверждением в Книге Бытия (8, 3) о том, что «вода постепенно возвращалась с земли» (напомним, что в описании Моисея с началом потопа «разверзлись все источники великой бездны» — Быт., 7, 11). Определенно можно сказать лишь то, что глубокая расселина обезобразила северный склон горы задолго до 1840 г., но нельзя с уверенностью говорить, за сколько столетий это произошло до указанной даты.

На склоне Арарата, у устья чудовищной щели и непосредственно на пути надвигавшегося бедствия располагалась древнейшая армянская деревня Аргхури (Ахо-ра). Джеймс Брайс сообщает, что (согласно армянским преданиям) именно в Аргхури воздвиг Ной жертвенник и сделал жертвоприношение после того, как покинул ковчег и благополучно спустился с горы вместе с семьей и всякого рода животными. И именно в Аргхури патриарх посадил свой виноградник и перепил вина. Жители деревни, говорит Брайс, очень дорожат древней ивой, согнувшейся от возраста и воздействия стихий в долгие зимние месяцы, выжившей в одиночестве над деревней, — «редким деревом на горе, почти лишенной растительности». Согласно их преданиям, дерево выросло из толстой доски ковчега, пустившей корни, и они воспринимают дерево как священный объект, который следует беречь, и не позволяют даже отломить от него хотя бы одну веточку.

Это поселение обязано своим существованием ручью, текущему из устья расселины и питаемому таящим снегом и льдом. Деревня располагалась у открытого выхода из узкого ущелья, где впадина выравнивается и переходит в основание горы.

Церковь и большая часть деревни находились на правом берегу потока; на левом берегу, напротив церкви, возвышалась квадратная крепость, сооруженная из глины. На ближайшем холме был построен дворец для русскою сирдара (начальника или владыки) Еревана. Деревня славилась виноградниками и абрикосовыми садами.

Церковь, якобы построенная на месте алтаря Ноя, датируется VIII или IX веком. Невдалеке от нее находился вход в расселину. После трудного двухмильного путешествия по скалистой лощине попадаешь в маленький монастырь Св. Иакова, сооруженный на краю естественной террасы в нескольких сотнях футов над дном расселины и выходящий на правый берег ручья.

В том месте расселина имела глубину от 600 до 800 футов, и, согласно Парроту, монастырь находился на высоте около 6394 футов. Именно там он устроил свою штаб-квартиру в 1829 г. Монастырь состоял из церкви, территория которой была обнесена стеной, сада и келий монахов. На высоте примерно в 200 футов над монастырем, на том же берегу на краю пропасти был сооружен крошечный алтарь из обтесанного камня. Там же находился один из «редких ключей» Арарата.

По мере продвижения в глубь пропасти ее стены становятся все отвеснее, а бездна — все глубже, и через две с половиной мили от монастыря натыкаешься на почти перпендикулярную скальную стену, которая поднимается к «снежному куполу».

Несчастье случилось неожиданно. Линч описывает его в своей книге «Армения», опубликованной в Лондоне в 1902 г.:

«Вечером 20 июня 1840 г. страшное землетрясение сотрясло гору, и не только алтарь и монастырь, но и вся деревня Акхури (Аргхури, или Ахора) были сметены с лица земли. Очевидец, пасший скот на покрытом травой склоне над ущельем, рассказал нам, что внезапное движение земли сбило его с ног и он упал на колени, но не смог удержаться и в таком положении и после повторных толчков свалился на спину. Вблизи от него треснула земля, и жуткий грохот оглушил его. Когда же он осмелился посмотреть вверх, то увидел над лощиной лишь огромное красноватое облако пыли. Возобновились толчки и треск, а он лежал, растянувшись на земле и ожидая смерти. В конце концов, грохот стих, и он взглянул на ущелье. Сквозь пыль он различил в провале темную массу, но не мог понять, из чего она состояла. Солнце село; огромное облако покинуло долину. Когда в наступивших сумерках он вместе со скотом стал спускаться по склону, то не увидел в пропасти ничего, кроме некой темной массы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Искусство Рима
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо­нента имеют в виду, когда говорят об «античном иск ...

Краткий исторический очерк
В данной главе мы кратко рассмотрим основные этапы развития японского языка в связи с развитием японской культуры. ...

Заключение
Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл­линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от ан ...